| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
09.06.2009 12:09:27

Есть ли у нас в городе или вообще в Татарстане иконописцы,которые пишут иконы под заказ и как с ними связаться? И еще,если Вас не затруднит,напишите житие Антония Литовского и подробнее Германа Константинопольского.Во всех Житиях очень кратко написано.Заранее спасибо!

Привожу житие святых

Ответ на вопрос о иконописцах требует разработки и будет отвечен позднее.

Житие святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, Литовских(14/27 апреля)

 

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (+1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедовать в языческой Литве православие, позволил выстроить несколько храмов – два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати – Ежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности, не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если он не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу. Братья не изменили своей вере и отказались нарушить предписания Церкви. Тогда раддраженный князь приказал бросить их в темницу.

Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными священниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами кляться в своем малодушии. Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы тот простил его грех и разрешил общение с ним. Святой Антоний отметил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

Как-то раз, прислуживая князю Ольгерду в бане, святой Иоанн возвестил ему о своем примирении с Церковью. Князь, вопреки ожиданиям, не разгневался на него, так как разговор происходил без свидетелей. Тогда святой Иоанн решил сообщить об этом всем. В удобное время, когда князя окружила многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего по приказанию князя он был ввержен в темницу, в которой томился его брат святой Антоний.

С радостью. встретились братья-мученики, в тот же день они сподобились причаститься Святых Таин у священника Нестора. Язвческие жрецы, видя твердость духа и силу проповедуемой братьями истины, обращающей к Православию многих язычников, стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников. Но сначала решил казнить святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства.

Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и просил Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину брата Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания.

Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Таин. Затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе. Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний.

Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами. Мученическая смерть святых принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же как и они придворный князя Ольгерда, потрясенный смертью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий и стал вести христианский образ жизни.

Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедовал себя христианином. За отказ вкусить в пятницу Рождественского поста мяса, Ольгерд приказал бить юношу железными палками, а затем вывести обнаженного на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. Тело страдальца посинело от холода, но он вынес мучение с Божией помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. 13 декабря 1347 года святой Евстафий был повешен на том же дубе, что и его родственники Антоний и Иоанн.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце концов принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу 14 века половина жителей Вильны исповедовали Православие.

Канонизация

Через 27 лет после кончины Виленские мученики по инициативе Патриарха Константинопольского Филофея были причислены к лику святых. В 1374 году частицы их мощей торжественно перенесли в храм Святой Софии в Константинополе. Им были составлены служба и житие на греческом языке. Известие о мучениках в Константинополь принес, видимо, иеромонах Киприан (будущий Митрополит Киевский), побывавший в Литве в 70-х годах XIV века.

Между 1354 и 1374 годами Виленские мученики были прославлены и в Русской Церкви. Примечательным свидетельством раннего почитания Виленских мучеников на Руси и в Византии является их изображение на так называемом «большом саккосе» Митрополита Московского Фотия, который ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Общерусское почитание святых было установлено на Соборе 1549 года, при Митрополите Московском Макарии.

Память их празднуется 14 апреля (27 апреля по новому стилю) в день гибели первого из трех святых мучеников, 13 июля (26 июля по н.ст.) в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.[1]

Мощи мучеников

Согласно преданию, на месте казни мучеников, была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. В эту церковь и поместили их тела.

В 1374 году частицы мощей мучеников торжественно перенесли из Вильны в храм Святой Софии в Константинополь.

В XVI веке их мощи были перенесены в церковь Свято-Духова монастыря и помещены в предалтарной пещере; в 1826 году они были открыты для поклонения.

В 1915 году, при наступлении немцев в ходе Первой мировой войны, мощи Виленских мучеников были увезены в Москву, в Донской монастырь. Там их застала Октябрьская революция, и святые братья, вернее их мощи, опять стали жертвой гонений на христианство. Мощи были «арестованы» и помещены в музей атеизма.

В 1946 году они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь, где и находятся в настоящий момент. Дата их возвращения — 13 июля — с тех пор ежегодно отмечается в этом монастыре.

На протяжении столетий и по сей день, мощи святых Антония, Иоанна и Евстафия прославляются великими чудесами.

Тропарь святым мученикам

 

Иже земных чести и славы отвергшеся,

доблии и честнии страдальцы,

веры ради крепко и мужественно муки претерпесте,

на смерть себе давше за живот всех Владыку;

темже и Христос преславно с небесе столпом облачным вас озари,

и почестьми и венцы от престола славы венча.

Со ангелы Тому предстояще, молите спасти души наша.

 

 

Житие святого отца нашего Германа, епископа Константинопольского.

Святой Герман родился в Константинополе.Отец его Иустин, почтенный са­ном патриция, был одним из первейших сенаторов, превосходивший прочих славою и честью; его по зависти лишил жизни Константин Погонат, когда вступил на греческий престол. По убийстве этого знатного сенатора, Константин повелел оскопить сына его, тогда еще отрока, блаженного Гер­мана, и отдать в клир церковный. Это он сделал для того, чтобы Герман, возмужав и достигнув в миру известного чина и сенаторского звания, не мог чем-либо отомстить дому Погоната за убийство своего отца. Зачисленный та­рам образом в духовное звание, блаженный Герман жил как ангел Божий: далекий от пристрастия к миру и мир­ной суеты, он весь ум свой обращал к Богу, имея всегда а устах хвалу Господу, прилежно занимаясь и днем и ночью изучением Божественных книг. Отсюда он по-нал глубину премудрости и почерпнул жизненную воду огодухновенных учений, которыми и напоял Церковь ристову в сане пастыря и учителя. Когда святой Герман г совершенных лет, то как муж, своею добродетель­ною жизнью сияющий подобно светильнику, был сначала рукоположен в епископа Кизического города. Здесь он боролся с монофелитской ересью вместе со святейшим патриархом Киром, с которым и подвергся изгна­нию от неверного царя Филиппа. По смерти же гонителя вскоре бесславно погибшего, и по кончине патриарха Кира, умершего в изгнании, по низложении псевдопатриарха, еретика Иоанна, в царствование Артемия, наре­ченного Анастасием II, к радости народа был возведен на Цареградский престол святой Герман. Он был муж дос­тойный, к тому же исполненный Божией благодати, ко­торая открывалась в том, что он провидел будущее и про­рочески предсказывал о нем. Так, когда он торжествен­но входил в храм святой Софии в первый раз своего слу­жения, кнему, окруженному народом, желавшим видеть новоизбранного патриарха, приблизилась одна беремен­ная женщина именем Анна и сказала:

—        Благослови, отче, зачатое в моем чреве. Патриарх взглянул на нее и, внутренними очами про­
видя будущее, сказал:

—        Да благословит тебя Господь молитвами святого первомученика.

Этими словами он предсказал, что родится дитя му­жеского пола, соименный святому первомученику Стефану. При этом свое пророчество он под­твердил чудом. Ко­гда Герман говорил, из уст его вместе со словами исходил огненный пламень, которыйвиделажен-щина, о чем впос­ледствии уверяла всех с клятвою, что побудило ее твердо уверовать в проро­чество святого. И действительно, Анна родила дитя мужес­кого пола, котороеи назвала Стефаном по пророчеству свя­тейшего патриарха Германа. Этот Стефан, возмужав, облекся в иноческий образ и благочест-но подвизался на Авксентиевой горе, а впоследствии явился исповедником за имя Христово, мученически пострадав за святые иконы от злочестивого царя Кон­стантина Копронима. О сем Копрониме, сыне гречес­кого императора Льва Исаврянина, было также проро­чество святого Германа, что он будет лютым гонителем и мучителем правоверных. Во время своего крещения, которое совершал святейший патриарх Герман, Кон­стантин осквернил святую купель естественным гноем. Тогда святой Герман сказал о крещаемом: «Это дитя, когда возмужает, принесет большое зло христианам и всей Церкви: церковную святыню осквернит еретиче­ством и прольет много крови благоверных рабов Хрис­товых».Константин впоследствии был прозван Копронимом, что значит «навозный». Пророчество святого Германа сбылось в точности: Копроним многих замучил за по­клонение честным иконам, между которыми был и вы­шеупомянутый Стефан.Иконоборческая ересь началась в царствование Льва Исаврянина, отца Копронима. Лев Исаврянин, погряз­ший в этой ереси, старался ее как можно более укрепить и распространить в своем народе. Он разослал во все про­винции своего государства злочестивое повеление, что­бы повсюду выбрасывали из храмов святые иконы, по­пирали их ногами и сжигали, ибо он почитал святые ико­ны за идолов, а поклоняющихся им — за идолопоклон­ников.Святой патриарх Герман мужественно противился царю-еретику. Он неоднократно посылал кцарю из кли­ра благоразумных и честных мужей, а также и сам прихо­дил и уговаривал его, чтобы он оставил свой злой умы­сел; но увещания святого Германа не имели никакого успеха. Однажды патриарх сказал царю

—Я слышал пророчество одного святого мужа, некогда настанет гонение на святые иконы от зловерн но да не будет оно во время твоего царствования.

—В какое же время и в чье царствование оно нас пит? —спросил внимательно император.

—Царь, по имени Конон, — сказал святой Герман воздвигнет гонение на святые иконы.

—Мое имя и есть Конон, — отвечал Лев Исаврянин Оно дано мне при крещении, Львом же я прозван впоследствии. Посему пророчество вполне должно] полниться во дни моего царствования.

—Нет, государь, — возразил царю святой Герман да не будет этого, да не совершится таковое зло в и царствование, ибо желающий произвести эту злобу е антихрист, враг божественного воплощения. Вспом при этом, царь, и то, что ты пред вступлением на царек престол дал клятву соблюдать непорочно святую ве ничего не уничтожая из преданий святых Апостоло богодухновенных отцов и не привнося ничего ново противного христианской вере.

Царь, слыша таковые слова святейшего патриарха чувствовал стыд, то приходил в ярость, стараясь найти такое обвинение против патриарха, чтобы удалить eго престола не как исповедника истины, а как крамолы ка. Сообщника своему злому намерению он нашелвл одного пресвитера Анастасия, ученика Германа. Этому Анастасию, по нраву подобному Иуде, царь обещал п риарший престол по изгнании Германа, а он, в свою о редь, за это обещал помогать царю в утверждении ер< и уничтожении святых икон. Поэтому Анастасий сделался ярым врагом святого Германа, пытаясь, даже пре) изгнания святого Германа, захватить патриарший п стол. Святой Герман, провидя духом его злое намерет и его будущую участь, предсказал Анастасию о его судьбе при следующих обстоятельствах.

Однажды патриарх Герман входил в царскую паж Анастасий, с гордостью следовавший за ним, настуг сзади на край его одежды. «Не спеши, — сказал тогда Г ман Анастасию, —придет время, когда тебя, окружен го толпою народа, с криками поведут в диппин».

Однако в то время ни Анастасий, ни другие слыш шие, не обратили внимания на эти слова святого Герм! и вспомнили уже впоследствии, когда сказанное сбылс о чем будет речь ниже.

Святой Герман, как добрый воин Христов, безбо ненно и мужественно боролся с еретиками мечом ел Божия. Он послал одного из лучших церковнослужи лей к царю с такими словами: «Не подобает тебе, ца бесчинно возвышаться пред Богом, Создателем tвоим давшим тебе жизнь и царствование, и не имеешь ты права, как говорится, подвигать неподвижное; не прили тебе преступать пределы, установленные в древнее время святыми отцами. Ведь человеческим образом, восп; нятым Богом Словом от Пречистые и Пресвятые Де:вы было истреблено служение бесам и уничтожено идо. поклонство. Изображение красками на доске подо! человеческого образа Христова и неизреченно Родивившие Его, а также и изображения святых угодников Божиих ано нам почитать уже 725 лет тому назад, когда Господь  наш во образе человека явился на землю. По вознисении Господа жена, исцелившаяся от кровотечения прикосновение к краю одежды (Мкб, 25—34) Его в благодареность за сие сделала изображение Спасителя, прежде этого Сам Господь изобразил божественный лик Свой на убрусе (платке) и отослал его в Едес к Авгарю. Святой евангелист Лука написал образ Пречистой Девы Богородицы. Поэтому божественные соборы, бывшие в различные времена и в различных местах, повелели не истреблять, но почитать святые иконы. Итак, знай царь, если ты поможешь утвердить этот иконоборческий догмат, я первый пойду против него. Я готов пролить кровь за образ Христа моего, Который пролил Свою кровь, чтобы обновить падший образ моей. Ясно, что бесчестие, наносимое образу Христову, относится и к Первообразу, т.е. к Самому Христу, равно как и честь, возносимая пред образом. Поэтому нам, верным рабам Христовым подобает и умереть за почитание Господа нашего». В другое время сам святой Герман так говорил царю: ия Иона, бросьте меняв море, ибоябез Вселенского ра не имею права ничего нового узаконить касателъное вероучения».Когда же святой патриарх увидел, что он ничего не может сделать, чтобы отвратить царя от ереси, тогда положил свой омофор в божественном алтаре, на святом престоле, и оставил свой сан. Царь, сильно разгневавшись на святого Германа за его дерзновенные слова, послал точно на брань, вооруженных воинов, которые под-га святого побоям и с бесчестием изгнали его из патриаршего дома. Святой Герман удалился тогда в монастырь, где провел между иноками остальные дни своей  в безмолвии и с миром почил о Господе. Он был иархом 14 лет и 5 месяцев.

По изгнании святейшего патриарха Германа, на его место царь возвел упомянутого выше епископа Анастасия , который заодно с царем выбрасывал из церквей святые иконы и утверждал иконоборческую ересь. Про­рочество святого Германа относительно его исполнилось следующим образом.

Когда умер злочестивый Лев Исаврянин, на царство его вступил сын его, Константин Копроним, которого свергнул с престола Артавасд, зять Льва. В этом помогал Артавасду патриарх Анастасий, он же и венчал Артавасда и сына его Никифора на царство. По прошествии 3 лет Копроним собрал большое войско и взял Константино­поль. Зятя своего Артавасда и его сыновей, своих пле­мянников, Константин ослепил, а приверженцев Арта­васда, многих вельмож, погубил. Патриарха же Анаста­сия Константин велел обнажить и бить пред всем наро­дом на месте, называемом «диппин», а затем, посадив на осла лицом назад, водить с надруганием по городу. Так исполнилось пророчество святого Германа, предсказав­шего Анастасию, что его при большом стечении народа поведут на диппин. Нечестивый царь Копроним хотел даже низложить Анастасия с патриаршего престола, но, не найдя другого, более ревностного в поругании святых икон кроме Анастасия, оставил последнего на патриар­шем престоле, где он пребывал, какмерзость запустения на святом месте (Мф 24,15), 24 года. В конце жизни его постигла болезнь, именуемая «кордаспос», так что бого­мерзкие уста, хулившие святые иконы и своего учителя, были для него скверным проходом, чрез который исхо­дил естественный гной. От этой болезни Анастасий скон­чался.

Итак, Анастасий скончался ужасною смертью, а свя­той Герман вместе со святыми иерархами наследовал бла­женную жизнь в царствии Господа нашего Иисуса Хри­ста, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

предлагаем Вашему вниманию ссылки на труды святителя:

Слово на Вход во Храм Пресвятой Богородицы;

Слово на Успение Пресвятой Богородицы.

научные труды о святителе Германе:

Труд монахини Игнатии (Пузик) о святителе Германе - как церковном гимнографе.

Труд Андреева И.Д. о святителе Германе из журнала Богословский вестник за 1897г.

 

 

 

Вернуться к списку вопросов