| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
15.08.2015 11:03:07

Ирина, Александр, г. Набережные Челны

Почему на Руси Православная Церковь не возражала против появления и ужесточения крепостного права?

отвечает иерей Евгений Ступицкий

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, ответить на вопрос сына моего (17 лет, в храм не идет, любитель спорить, умничать и разоблачать, наверное, это возрастные качества). Вопрос такой: Почему на Руси Православная Церковь не возражала против появления и ужесточения крепостного права? Ведь оно не существовало с древних времен, как рабовладельческое, бывшее и при Христе, а появилось и усиливалось постепенно, вплоть до того, что крестьяне (Христиане — искаженное слово!) продавались и дарились семьями и поодиночке, проигрывались в карты и т.д. (Чего стоит выражение «купил столько-то душ…») а позже лишились не только «Юрьева дня», а даже собственно права кому-либо жаловаться. Что же Церковь? Понятно, что все происходило постепенно, но все же… «И это (говорит сын) называется «святая Русь».

Вначале я ему ответила (как сама понимаю, не знаю, насколько верно) относительно рабовладельческого права: что Господь не высказывался по поводу этого потому, что если бы такие слова имели место в Писании, то во все времена (особенно теперь) они использовались бы для оправдания любого рода переворотов, революций и провокаций, а религия дана человеку не для того, чтобы оправдывать насилие и поощрять гордыню людей, которые могут самореализоваться только в социальных конфликтах и ведут за собой других. Вера — личное дело человека, она обязывает его иметь определенные принципы и быть по возможности миротворцем, а не вдохновителем насилия. Сына такой ответ устроил.

Проблема в том, что ответить убедительно насчет крепостничества я не могу, так как мне и самой кажется это странным. Может, у нашего народа просто психология такая? Чтобы непременно крайности — либо «завинтить гайки» так, что человеку ни вздохнуть, ни охнуть, ни пожаловаться, либо уж у нас «резьбу срывает» и — «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Помогите, пожалуйста, нам с авторитетным и убедительным ответом. Спасибо.

Здравствуйте! Ваш разговор с сыном был бы более продуктивным и прямым, если бы Вы регулярно читали Святое Евангелие. Ведь именно в нём, Сам Бог, Иисус Христос, и объясняет все те истины, по которым и живёт Православная Церковь. Крепостное право не изобретено в России. Это естественная политика феодализма. Само закрепощение крестьян существовало в европейских странах ещё с VIII-IX веков, и в результате бунтов, восстаний завершилось к концу XV в. А на Руси наоборот, было введено начиная с XV в. и отменено лишь в 1861 году. Но во все времена, именно Православная Церковь старалась не вмешиваться в политические проблемы правящего круга, и тем более, была противницей любых бунтов и восстаний внутри страны. Так как Сам Иисус Христос говорил о необходимости подчинения правителям: «Всякая власть от Бога» (Рим. 13, 1), «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Если Сам Бог не бунтовал против рабства и униженного порабощения римлянами, то и Православная Церковь по Его примеру, не протестовала против своих правителей, и даже против своих преследователей — советской власти. Ведь за годы правления большевиков было уничтожено больше православных священников и христиан, чем за всю историю Православия.

Нашу страну называют Святой потому, что за всё время существования всей христианской Церкви, именно Русь просияла целым сонмом своих Святых Божиих угодников. В Российской истории такое количество святых, сколько нет ни в одной стране мира. Русский народ всем сердцем принял учение Христа о любви. А там где есть любовь, там нет места для бунтов, восстаний и прочих протестов. Ещё раз настоятельно Вам советуем: если Вы православный человек, поинтересуйтесь, чем жива Церковь, читайте Святое Евангелие!

Вернуться к списку вопросов