| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
27.12.2020 21:51:22

Оксана, г. Набережные Челны

Историк высказала мнение, что Православие опирается на язычество. Но ведь это не так? Как реагировать?

Отвечает Сергей Железняк, помощник благочинного Закамского региона по миссионерскому служению

Историк КФУ высказала мнение, что Православие опирается на язычество. Привела в пример Великий пост, который начинается с языческой масленицы. Понимаю, что это не так. Но как это объяснить? И что почитать? И еще вопрос: как реагировать на подобные заявления, если они больно бьют, но сомневаюсь что смогу правильно ответить. Спасибо.

Языческая масленица связана с проводами зимы, с началом весенних полевых работ и конкретно приурочена к весеннему равноденствию (Рыбаков Б.А., «Язычество древних славян»). Что касается христианского Великого поста, то он изначально понимался как предпасхальный и возник ещё в иудеохристианской среде. О каком тогда язычестве может идти речь?!

Как на это реагировать? Спокойно — данный историк не видит никакой разницы между христианством и язычеством, видимо, он совершенно не знаком ни с тем, ни с другим. На самом деле Православие не опирается на язычество, а исцеляет его, направляет мысль язычника дальше, за пределы его мира. Совпадение начала поста с масленицей весьма условно, так как длительность поста была определена в 40 дней как солидарность с постом оглашенных (готовящихся к Таинству крещения) перед крещением на Пасху. Впервые об этом свидетельствуют Иустин Философ (Апология, 1,61) и Тертуллиан (О крещении, 20). Эта длительность закрепилась в III-IV веках и этому есть несколько исторических свидетельств.

Ещё раз отмечу: странно, что историк об этом не знает. Или старается этого не замечать, но тогда его уже трудно назвать историком.

Вернуться к списку вопросов