Вопросы священнослужителю
Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.
Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней.
За время работы нашего сайте мы ответили на множество вопросов. Наиболее популярные из них есть в нашей рубрике: Ответы на часто задаваемые вопросы.
Можно ли воспринимать католическую религиозную живопись за иконопись?
Здравствуйте! Скажите, есть ли у католиков иконы, чтобы молиться перед ними? У них вот есть религиозная живопись, такая, как роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, например, Рафаэль, Леонардо и т.д. Но это же, по-моему, трудно считать иконописью, и вообще впечатление оставляет какое-то очень мирское, что ли, такие огромные тяжеловесные тела, даже жутко, бытовые подробности какие-то, больше напоминает жанровые сцены. И искусство Возрождения такое, и средневековое… Какая-то прямо физиология. Как можно молиться перед такой живописью, не понимаю, она какая-то нецеломудренная и не вызывает благоговения. Это у них считается просто светской живописью, или они все-таки молятся перед ней? Или католики молятся перед скульптурами, у них же в храмах много объемных фигур? Как светскую живопись я воспринимаю картины Леонардо да Винчи, например, но молиться перед ними я бы не смогла, наверное. Или у них вообще икон нет? Если можно, расскажите, пожалуйста. И еще скажите, пожалуйста: ко мне часто пристают иеговисты, и они спрашивают, знаем ли мы имя Бога? Если ответишь, что Господь Саваоф, они начинают спорить, что это «имя воинствующего Бога», а на самом деле — Иегова. В Википедии «Иегова» или «Яхве» упоминается первым, но надо ли мне соглашаться с ними? Есть ли единое, правильное имя Бога? Что им отвечать? Спасибо.
Уважаемая Ирина, дело в том, что у нас есть громадная культурная разница. Причем она сложилась не вдруг, а была всегда. Греки (и мы как правопреемники греческой православной культуры) и латиняне — это очень разные народы и эта разница стала одним из двигателей отпадения католической церкви от полноты Православия. Можно говорить о том, что у католиков есть свои религиозные изображения, которые соответствуют их религиозной культуре. Нельзя осуждать человека чужой культуры за то, что мы, в силу принадлежности к культуре другой, понять не можем. После падения Византийской империи большое количество греческих иконописцев попало в Италию, где продолжало творить. Из известных имен можно припомнить Эль Греко, в наследии которого остались, как православные, так и католические иконы. Все зависело от заказчика. Если заказчиком был грек, то иконописец работал в греческой манере, а если итальянец, то в латинской. Икона призывает нас молиться, так молитесь перед иконами, а те изображения, которые не вызывают у вас молитвенного настроя, оставьте для другого использования. Нельзя отвергать изображения Христа и святых, даже если они нам чем-то и не нравятся.
Касательно второй части вашего вопроса можно ответить так. Все библейские ветхозаветные имена Божии — это не имена собственные, а скорее эпитеты. Имя Иегова — неправильно произнесенное «Яхве», что означает «Сущий». Кстати, на православных иконах на Нимбе Спасителя написано по-гречески, «о он», что тоже означает «сущий». Итак, можно согласиться с ними, что у Бога есть имя Яхве. Если есть достаточные знания, можно поговорить с ними о многом, с надеждой отвратить их от ереси. Если же знаний недостаточно, нет благословения духовника на полемику с ними, то можно вежливо добавить: «Я — православный христианин. Извините, но у меня нет благословения полемизировать с Вами». И предложить встретиться со священником или с приходским миссионером. Помощник благочинного Закамского региона по миссионерскому служению — специалист религиоведения Сергей Евгеньевич Железняк.