Публикации

Время созидания внутреннего совершенного человека

Время созидания внутреннего совершенного человека
Дата:
01.12.2014

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Проповедь иеромонаха Филарета (Кузьмина), настоятеля архиерейского подворья во имя свщмч. Кирилла Казанского (г. Казань)

Дорогие братья и сестры!

Такова традиция нашей Церкви, что к самым важным праздникам мы себя приготовляем. Приготовляем при помощи очищения: очищения наших помыслов, очищения нашего образа жизни. Человек как существо, состоящее из тела и души, из материального и нематериального, очень часто в этой жизни склоняется к материальному, очень часто забывая о своей духовной природе. Это мы видим в жизни каждого из нас с вами.

Нам очень часто кажется, что достаточно скопить какой-то материальный достаток, и этого уже будет хватать для того, чтобы душа наша веселилась и почивала спокойно. Таких людей называет Господь в притче «безумными», потому что мы не знаем, когда закончится это наше временное существование. Все то материальное, что нас окружает, необходимо нам именно для продления существования нашего физического тела, но оно не может одухотворить нас, оно не может дать жизни нашему духу. Поэтому очень часто душа наша страждет, желает получить некой пищи.

Мы увлекаемся заботами этого мира ежедневно. Это не только наша личная вина, так жизнь устроена, что нам приходится работать, изо дня в день попадать в общество людей, может быть, представляющих другие интересы, исповедующих иную веру, а иные вообще не веруют ни в какого Бога, а веруют в нечто земное. Все время общаясь в этом мире, мы очень часто отрываемся от Церкви. Наши помышления уходят в какую-то тленность, уходят в нечто суетное, быстро и мимо проходящее. Для того чтобы вернуть нас в нормальное наше состояние Церковь устанавливает дни поста, то есть самоограничения.

Мы ограничиваем себя в пище, мы ограничиваем себя в каких-то развлечениях, мы ограничиваем себя от того, что мешает нашему общению с Богом. Вот это очень важно, это нужно понять, что пост — это не самоцель.

Я очень часто встречаю людей, которые говорят: «Я выдержал Великий Пост». Хочется спросить таких: «Для чего ты это делал?» Все должно быть осознанно. Если мы отказываемся от какой-либо пищи, то мы должны понимать, для чего мы это делаем.

Изначально отказ от пищи был связан с тем, что у человека появлялись некие лишние материальные средства, которые он мог пожертвовать нуждающимся. Здесь понятно, для чего отказ от пищи.

Пост — это не только пищевое воздержание. Пост — это в первую очередь воздержание от того, что мешает нашему общению с Богом. Если какие-то увеселения мешают моему общению, я должен от них отказаться. В этом будет аскеза. В этом будет упражнение. Если что-то начинает надо мной брать верх в этой жизни, мне нужно от этого отказаться на время, чтобы посмотреть, а что будет без этой вещи. Над нами очень часто берут верх какие-то наши земные интересы. Бывает, что кто-то имеет пристрастие, например, к телевидению, особенно дамы очень любят смотреть какие-то фильмы, сериалы, которые не приносят ровным счетом ничего в жизни, кроме праздного времяпровождения.

Господь, дает какое-то время нам, мы даже не знаем, когда оно окончится, и это время бездарно тратим на вещи, которые ничего не созидают в нашей душе. Поэтому от этого нужно отказаться. Отказавшись, мы увидим, что ничего страшного не произойдет. Иногда приходится отказываться от общения с кем-то, кто является нам, может быть, близким другом. Когда мы видим, что это общение тратит все наше время, что не остается ни времени, ни сил на общение с Богом, нужно воздержаться и от этого.

Пост — это вообще время особых размышлений на тему того, а кто я в этом мире; каковы мои отношения с Богом; а для чего я делаю те или иные поступки. Пост —  это время особой духовной жизни, в которой мы стараемся исповедоваться, в которой мы стараемся причащаться, как можно чаще. И это правильно. Причащаться, действительно, нужно чаще, но не только в пост, а вообще на протяжении всего года, годичного круга богослужения. Потому что приобщение к Телу и Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — это и есть жизнь в Церкви, но не только во время поста.

Мы приходим на исповедь постом, мы раскаиваемся в каких-либо поступках. Вот пост заканчивается, и продолжаем жить так, как жили до этого, но это тоже неправильно. Каждый пост должен научить нас чему-то благому. Каждое время поста, проведенное нами, должно созидать в нас некую добродетель.

Если кто-то только начинает поститься, только-только вступает в интенсивную церковную жизнь, то начните с самого малого — обратите внимание на свою жизнь и посмотрите, а от чего вы зависите, и с чем будет легче всего вам покончить. Для кого-то это бывают действительно большие страсти. Человек начинает бороться с ними, не может справиться, впадает в уныние и совсем забрасывает дело поста. Поэтому нужно начинать с малого – с того, с чем действительно можешь справиться.

Когда я говорю «можешь справиться» — это означает не только человеческие силы и возможности, это означает и содействие Божие. Потому что человеку самому невозможно практически ничего в этой жизни, хотя и является человек венцом творения.

К сожалению, так произошло, что материальное берет верх над духовным в нашей жизни. Нам очень и очень тяжело справиться со страстями, со своими устремлениями, со всем тем материальным, что руководит нами в этой жизни. Но можно просить Господа, и Господь помогает нам. Господь действительно помогает всем тем, кто просит у Него помощи. Если только просим на благое. Если только просим на то, чтобы созидался внутри нас достойный Царствия Небесного человек. Таким людям помогает Господь.

В эти святые дни, братья и сестры, давайте в первую очередь взглянем внутрь самих себя, посмотрим, что руководит нами в этой жизни, попытаемся определить наши приоритеты и поймем, соответствуют ли они законам Господа нашего. Если не соответствуют, то это означает, что мы должны исправляться.

Господь дает нам возможности к этому исправлению. Во время земной жизни каждый может исправиться, раскаяться, каждый может перестать поступать так, как он привык делать, и в этом будет получать помощь Божию. И вот с такими мыслями начнем мы наш пост.

Очень часто не хватает помощников. Очень часто хочется, чтобы кто-то поддержал нас. Для этого у нас есть Церковь, у нас есть мы с вами. «Друг друга тяготы носить», — так учит нас Господь. Поэтому мы должны помогать друг другу, в том числе и во время поста.

Помогать друг другу — это означает поддерживать друг друга словом. Помогать друг другу — это означает поддерживать друг друга своей молитвой. Мы должны действительно молиться за нашу общину, за нашу Церковь, за наших братьев и сестер. В этом будет действительная помощь. В этом будет действительное осознание того, что есть Церковь — это единство людей друг с другом и с Богом. У нас есть и другие помощники — это незримая торжествующая Церковь — множество святых, которые предстоят у Престола Божия, которые молятся за нас. К таковым должны мы прибегать в своих молитвах. К их трудам должны мы прибегать в нашей жизни.

У нас осталось очень много письменного наследия наших святых. Это близкие к нам Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и многие, многие другие святые подвижники благочестия. В их трудах мы можем найти ответы на многие интересующие нас вопросы, в том числе и на вопросы о том, что есть пост, что есть Церковь, что есть созидание духовной жизни.

Давайте обратим это время не на праздность, давайте обратим это время на созидание внутреннего совершенного нашего человека, чтобы к концу этого поста вместе, едиными устами, единым сердцем прославить нам родившегося Богомладенца Иисуса Христа. Пусть Господь помогает и хранит каждого из нас в дни этого поста.

Теги: Рождественский пост

Все новости раздела