Публикации

Храм прихода в честь преподобного Серафима Саровского расположен в многолюдном районе Казани, на пересечении двух улиц: Юлиуса Фучика и Сафиуллина. На службах, особенно в праздничные дни, храм переполнен. В один из таких дней я пришла на Божественную литургию… Перед причастием из боковой двери показалась вереница малышек. Они сложили руки для принятия Святых Даров – на лицах у них было ожидание чуда. И в самом деле, у меня на глазах происходило чудо: ребенок впускает в свое сердце Иисуса Христа и радуется этому. Позже я узнала, что это были воспитанники воскресной школы.

Воскресная школа прихода прп. Серафима Саровского относительно молодая, она была создана в 2000 году и стала одной из ведущих школ в Татарстанской митрополии.

Чтобы лучше узнать, как создавалась, чем живет, о чем мечтает воскресная школа при приходе, мы обратились к ее директору Елене Геннадьевне Гордеевой. 

Елена Геннадьевна, я не буду спрашивать, для чего нужна воскресная школа, думаю, что в процессе разговора ответ на этот вопрос придет сам. Задам Вам самый традиционный вопрос: как все начиналось?

– Воскресная школа открылась в 2000 году. Храм еще не был достроен, не все помещения были готовы к использованию. К Рождеству Христову собрали детей прихожан и организовали праздник. А после праздника, вдохновленные первыми успехами, решили начать уроки воскресной школы. Первые занятия проходили на цементном полу и при заколоченных окнах. Но подобные неудобства никого не смущали. В первый год у нас занималось уже пятьдесят человек. Дети всех возрастов. 

У Вас был опыт работы, как у Вас сразу все получилось?

– Не сразу. Раньше я занималась в воскресной школе в Петропавловском храме и на курсах у матери Марии. И была большая мечта работать в воскресной школе.

При открытии школы мы нуждались в методических пособиях, но в то время не было книг по методике преподавания в православных воскресных школах, и поэтому, чтобы получить практические навыки, изучить опыт воскресных школ, настоятель отец Дмитрий направил нас в Москву, в храмы, при которых уже были созданы такие школы. Наглядные пособия для занятий мы выписывали из разных городов. Сейчас мы уже сами разрабатываем свои рабочие тетради для учеников, пишем сценарии праздников.

…Еще до открытия храма наш настоятель начал собирать библиотеку. Прихожане приносили первые книги. А потом стали ездить в Москву и привозили целые машины книг. Приходило все больше желающих учиться в воскресной школе, школа постепенно разрасталась.

Мы стараемся постоянно повышать профессиональный уровень наших преподавателей. Организуем семинары о воспитании детей с приглашением лекторов-профессионалов, направляем преподавателей на учебу.

– Как Вы планируете занятия в школе? Есть ли жесткий график по выбору дисциплин?

– Занятия проходят по разным направлениям: основы православной культуры, Закон Божий, Священное Писание, история Церкви, катехизис, жития святых, апологетика, литургика. При школе действуют кружки: театральная студия «Сказ», детско-юношеская школа церковного пения «Распев», изобразительное искусство, рукоделие, компьютерные курсы, хореография, радиоэлектроника, английский язык.

– Одна из целей воскресной школы – это заложить детям нравственные основы, которые в будущем будут формировать их жизнь. Для этого нужны люди с искренним желанием дать детям самое лучшее. Как Вы настраиваете преподавателей на учебный процесс?

– Планы учебных направлений в школе неразрывно связаны с тем, что умеют и хотят передать детям преподаватели воскресной школы. Учитель делает то, что он любит и умеет, а через это и через себя несет ученикам Христа. В результате такого подхода учитель ощущает радость от возможной реализации своего умения, а дети получают живое слово личного опыта взрослого человека. Все это помогает раскрыть и развить в ребенке таланты и способности, заложенные в нем Господом.

– Продолжая тему преподавания, возникает вопрос: чем отличается воскресная школа от общеобразовательной?

– Отличие воскресной школы от общеобразовательной школы – это, в первую очередь, творчество. В воскресной школе ребята учатся любить Бога и других людей. Учиться – это значит познавать, стремиться узнать. Кто такой Бог? Кто я? Каково мое место в этом мире? Мы стараемся помочь ребятам принять любовь Бога, чтобы потом ответить на нее.

– А Вы практикуете домашние задания?

– Домой задания не задаются, все делают в классе. Дети и так загружены. Мы стараемся в процессе занятий повторять пройденное.

В конце полугодия в игровой увлекательной форме типа КВН, викторины повторяется пройденный материал. Это проводится в нашей воскресной школе. Но бывают и более серьезные мероприятия, где ученики могут показать свои знания. Так недавно был проведен брейн-ринг, где участвовали три прихода: наш, Богоявленский, Успения Божией Матери (Дербышки).

– За двенадцать лет существования школы самые первые ее воспитанники уже выросли…

– Некоторые девочки, которые учились в нашей воскресной школе, сами стали ее преподавателями. Это Алла Александровна, Анастасия Николаевна, Дарья Раисовна, Марина Михайловна, Екатерина Андреевна, Екатерина Александровна. И остальные воспитанники нашей школы не забывают нас, участвуют в общешкольных делах, в мероприятиях епархии.

 

Когда наш разговор с Еленой Геннадьевной был закончен, я поняла, что это – только начало большого разговора об очень важных вещах. Здесь, в таких воскресных школах, заложено наше будущее. Это и есть ответ на незаданный вопрос: зачем нужна воскресная школа?

Самая важная задача воскресной школы – это воцерковление детей. По сути дела, все знания, которые ребенок получает в школе, все мероприятия, в которых он участвует, паломнические поездки, совместные чаепития – все это нужно для того, чтобы ребенок стал, несмотря на свой юный возраст, сознательным прихожанином храма. Чтобы он полюбил Церковь и нашел в ней свое место, свой путь к Богу.

Ирина ВЛАДИМИРОВА

«Раифский вестник», № 1 (134), 31 января 2013 г.