Комментарий дня

«Человек может болеть во славу Божию»

«Человек может болеть во славу Божию»
Дата:
19.05.2015
Все публикации автора
Автор:
Протоиерей Андрей Ткачев

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Слово протоиерея Андрея Ткачева в Неделю о слепом

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшний воскресный день называется Неделей о слепом. В Евангелии читается рассказ евангелиста Иоанна Богослова об исцелении одного человека, бывшего слепым от рождения. Увидев этого человека, апостолы спросили у Иисуса Христа: «кто согрешил, он ли, или родители его, что он слепым родился?». Человек этот, очевидно, был известен, большому числу людей, в том числе и апостолам. Поставленный вопрос обнаруживает мысль апостолов о том, что человек может сам согрешить до своего рождения.

«Кто согрешил, он ли, что он слепым родился?». На основании этого места евангелия многие гностики, многие сектанты верят в перерождение, в перевоплощение людей и ссылаются на него, чем часто смущают верующих. И первое, с чем стоит разобраться —закономерность этого вопроса.

Нужно сказать, братья и сестры, что раввинистические учения тогда, при жизни Христа на земле, допускали возможность человека грешить в утробе матери. Раввины считали и учили, что человек уже, находясь в утробе, еще не выйдя на свет, не родившись, может каким-то образом грешить пред Богом. К этому могут относиться, как раз, вопросы о грехах до рождения.

Кроме того, современный иудаизм, как и тогдашний уже, склоняется к мысли о перевоплощениях. Поэтому считалось, что душа человека, — эта мысль тоже осуждена церковными соборами и учением Православной Церкви, — предсуществует. Об учении о предсуществовании души говорит, к примеру, Ориген: «Души блаженствуют без плоти. А если они как-то согрешат, то в наказание они посылаются на землю, облекаются в плоть. И это воплощение, — превращение в телесного человека, — для душ есть наказание». Учение это осуждено. Встречается оно во многих народах, а до совершенства логического доведено оно на Востоке. К примеру, в Индии, где учат о перевоплощениях человека.

Эти идеи, так или иначе, были в тогдашнем мире. Разделяли их или, по крайней мере, слышали о них и апостолы. Они задают соответствующий вопрос, но Христос не вступает с ними в соответствующий спор о закономерности этого вопроса, хотя впоследствии Церковь учение о перевоплощении и о предсуществовании души и отвергла. Господь ничего не говорит апостолом на это, но говорит, что ни он не согрешил, ни родители его, а болезнь — слепота эта на нем для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Это тоже очень важная мысль, поскольку, кроме грехов, последствиями которых являются болезни, болеть человек может еще и во славу Божию. Те страдальцы из нас, которые сегодня слышат те слова, могут найти в этих словах большое утешение, поскольку страдающий плотью человек перестает грешить, и страдающая плоть таинственно исцеляет душу. Мы видим это на примерах многих праведников. И библейских — Иова, и в истории Церкви — многие угодники Божии, дорожившие своей болезнью, как особым сокровищем. Других исцелявшие, а сами себе исцеления не хотевшие, и чувствовавшие пользу для души болеющего тела.

Господь исцелил слепого чудесным образом. Всякое исцеление есть чудо, но это исцеление — особенное. Он плюнул, сделал из праха земного брение, помазал им глаза слепого человека и повеле ему идти и умыться в источнике, называемом Силоам. Тот пошел, умылся и прозрел.

Возникает вопрос: мог ли Христос исцелить слепого одним лишь только словом, как Он исцелял умерших, изгонял бесов и запрещал ветрам и морю? Конечно, мог. Тогда зачем Он делает это действие, для нас немного странное? Очевидно, для того, чтобы показать, что действие Божественной силы возможно через вещество. То есть не только чисто духовные дела — словесное вмешательство в жизнь человека, Слово Божие, произносимое и меняющее нас, но и через земную материю также может действовать Господь.

Когда мы говорим, что природа освящена Богом, что предметы мира могут приобретать свойства, впитывать в себя благодатную энергию, то мы не погрешаем против духа Евангелия. Чудотворные иконы — это как раз те предметы, через которые Бог являет Свою чудотворную силу. Мощи святых и другие святые предметы находятся в согласии с духом Евангелия, а в частности, с этим рассказом: Богу угодно исцелить человека посредством материи.

После этого исцеления Евангелие сообщает о многократных диалогах фарисеев, которые видели это исцеление, совершенное в субботу, и всячески пытались уловить исцеленного и взять с него определенные показания против Христа — свидетельства. Сам исцеленный проявил большое благоразумие и мудрость. На многоразличные вопросы «Кто тебя исцелил? Как? Был ли ты слеп?» исцеленный отвечал прямо и просто: «Исцеливший меня Иисус повелел мне сделать. И я не знаю, грешник Он или нет, но чудо исцеления — это факт». В конце концов, они выгнали его, укорив в греховности. И изгнанный от этого сонмища он опять повстречал Христа и поклонился ему, показав свою веру.

Этот рассказ об исцелении слепого, напоминает нам, братья и сестры, о нашей собственной слепоте. Одаренные даром видеть солнечный свет и предметы окружающие, мы все-таки можем быть слепы в духовном отношении. Мы можем не разбирать правильного пути, можем путать правду и ложь, можем заблуждаться, падать и спотыкаться из-за своей духовной слепоты. И каждому человеку необходимо, чтобы Господь просветил наши душевные очи для того, чтобы ясно видеть путь спасения, замечать вырытые лукавым ямы на нашем пути и расставленные ловушки, чтобы благополучно их обойти и не повредиться от них.

Мы должны нуждаться в просвещении наших душевных очей. Если мы считаем себя зрячими подобно фарисеям, то мы от своей гордости ослепнем. Если же будем взывать ко Господу о просвещении как слепые, то Он прикоснется к нашим глазам и даст нам ясное зрение правильного жизненного пути. 

Теги: Протоиерей Андрей ТкачевсловопроповедьНеделя о слепом

Все новости раздела