Комментарий дня

«Великий пост — это время весны духовной, когда душа просыпается от греховного сна и очищается от своих грехов»

«Великий пост — это время весны духовной, когда душа просыпается от греховного сна и очищается от своих грехов»
Дата:
22.02.2015

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Слово настоятеля храма Ярославских чудотворцев, г. Казань, в Неделю сыропустную

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь воспоминает изгнание Адама из рая. Мы с вами помним событие, которое описывается в первых главах книги Бытия, о том как Господь сотворил весь мир, видимый и не видимый, и венцом творения Господа стал человек разумный, со свободной волей, чистый, но пока ещё несовершенный. Дабы он совершенствовался в любви к Богу, Господь дарует человеку заповедь — не вкушать от единственного Древа познания добра и зла, которое находилось в Эдемском саду. Всем мог человек пользоваться, всё было сотворено ему на пользу, но дабы человек совершенствовался в любви и послушании к Богу, одна единственная заповедь была дана ему. И даже эту единственную заповедь человек, пользуясь своей свободной волей, не сохранил и нарушил. Через нарушение этой заповеди человек оторвал себя от источника жизни, а соответственно стал смертным, тленным и греховным. Грех вошёл в мир и исказил всю гармонию и всю красоту, в которой Господь сотворил этот мир.

Мы помним о том, что в наказание за нарушение заповеди Господь изгоняет человека из райского сада, и с тех самых пор человек думает над тем, в чём же заключается смысл  его жизни. Многие философы бились над этой мыслью — одни утверждали о том, что нет вовсе смысла жизни человека. Но Церковь говорит нам, что в жизни человека есть смысл. Заключается он в том, чтобы вернуть себе Царство Божие, вернуть себе Рай, в котором человек находился до грехопадения, вернуться в то первозданное состояние, в котором Бог сотворил человека. Но как же нам вернуться в это первозданное состояние? Как же нам вернуть в себе Царство Божие? Вернуть в себе Царство Божие можно лишь следуя за Христом. Ведь Бог стал видимым, приняв образ человеческий, и показал нам дорогу, по которой мы должны идти и обретать Царство Божие. Следование за Христом есть труд и большой подвиг. Господь говорит, что «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23). И еще говорит, что узок путь и тесны врата, ведущие в Царство Божие. Это значит, что путь и следование за Христом есть подвиг и следование по этому пути — это всегда самоотвержение, постоянный духовный самоконтроль.

И вот стоя на пороге Великого поста, мы задумываемся, как проведём этот пост. Мы должны ещё раз вспомнить, что Великий пост — это и есть тот самый подвиг, который человек должен понести в своей жизни. Это подвиг самоотвержения, самовоспитания, подвиг, через который мы воспитываем свою душу, давая ей превосходство над своей плотью. Это и есть возвращение к тому первозданному состоянию, когда человек был сотворен Богом, когда его душа главенствовала над телом, а после грехопадения стало всё наоборот — тело стало влиять на душу и довлеть над нею. Так вот, пост нам даётся для несения подвига, когда человек должен привести в гармоничное состояние и дух, и душу, и тело. Пост — это время весны духовной, а мы с вами знаем, что весной процветают растения, пробуждается всякая природа. Поэтому очень символично, что Великий пост выпадает именно на весенний период перед Пасхой, чтобы наша душа процвела, проснулась от греховного сна, чтобы наша душа очистилась от своих грехов: от гордыни, убивающей душу; от тщеславия, то есть от искания человеческой славы, потому что тот, кто ищет славы человеческой, лишается славы Божией; от самолюбия, зависти и прочих пороков. Важно человеку избавиться от злобы, потому что там, где злоба, там власть лукавого над человеческой душой. Человек не сможет идти в Царство Божие, оставаясь злым, не избавившись от своих страстей. И вот пост как раз является средством для избавления от своих грехов и страстей.

Одно древнее предание говорит о том, что Адам 600 лет после своего грехопадения каждый день плакал о своём грехе и только после этого он почувствовал и удостоверился в том, что Господь простил ему его грех, который он совершил в райском саду. Будем же и мы плакать о своём грехе, и когда мы через плач очищаем свою душу, то Дух Божий посещает нас и наполняет наше сердце радостью. Поэтому мы испытываем радость после покаяния, принесённого в Таинстве Исповеди, потому что Дух Божий наполняет сердце, а там где Дух Божий, там всегда радость о том, что не всё потеряно, мы можем начать жизнь с новой точки отсчёта, с чистого листа. И дай Бог, чтобы Великий пост был для нас дорогой в Царство Божие. Аминь.

Теги: Великий пост 2015прощеное воскресеньечин прощения

Все новости раздела