Жития святых. Аудио

Мученики Феодор и Иоанн Киевские (983)

Дата: 25.07

Просмотров: 19277

В ближних пещерах Киево-Печерской Лавры покоятся мощи Иоанна младенца, первомученика Киевского (память 11 октября и 25 июля). Согласно монастырской традиции, это был именно тот ребенок, которого в 983 г. хотели принести в жертву киевские язычники и который погиб вместе со своим отцом Федором. Они были первыми киевскими мучениками за христианскую веру. Куда делись мощи отца, неизвестно. К останкам Иоанна обращаются с молитвой о рождении детей при бесплодии.

Празднование памяти обоих угодников встречается уже в рукописном Прологе XV в., но под другим днем — 12 мая.

Повествование о мученике младенце Иоанне

О варягах Феодоре и Иоанне «Повесть временных лет» сообщает под 983 г. В этом году князь Владимир, еще язычник, совершил удачный поход на племя ятвягов и по возвращении в Киев совершил благодарственное поклонение идолам. В Лаврентьевской летописи читаем: «Иде Володимер на явтяги, и победи явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людьми своими». При этом старейшины и бояре предложили выбрать отрока или девицу для принесения в жертву языческим божествам:

«И реша старци и боляре: «Мечем жребии на отрока и девицю: на него же падет, того зарежем богам».

Тем временем в Киеве, на месте будущего строительства князем Владимиром Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, жил вместе с сыном некий варяг, переселившийся из Греции и исповедовавший христианскую веру: «Бяше варяг един, и бе двор его, идеже есть церкви Пресвятая Богородица, юже сдела Володимер. Бе жа варяг тот пришел из грек, держаше веру хрестианьску, и бе у него сын, красен лицем и душею». Именно на этого отрока и пал жребий.

Когда язычники пришли к варягу, он обличил их веру и открыто исповедал христианство, прибавив: «Не дам своего сына бесам!» Тогда язычники привели к дому варяга вооруженную толпу, сломали ограду вокруг двора и вновь потребовали выдачи отрока. Стоя с сыном на сенях дома, варяг повторил отказ. О дальнейшем летопись говорит:

«И посекоша сени под нима и тако побиша я. И не свесть никтоже где положиша я».

В одном из житийных сборников XV в. под 12 (25) июля оба мученика, отец и сын, уже названы по именам: Феодор и Иоанн. «Канон» 1643 г. восклицает: «Иоанне славне, с нимже и отец спожреся, обая славяща Христа!» Карта Ближних пещер 1703 г. указывает в большой братской усыпальнице напротив подземной Введенской церкви мощи с именем «Иоанн», которые на плане 1769—1789 гг. уже имеют подпись «св. Иоанн отрок», а в 1795 г. отмечены как мощи «святого мученика Иоанна младенца».

Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) сообщил о них (1832): «Иоанн, младенец, сын варяга, убиенного идольскими жрецами в 983 г. по Несторовой летописи, хотя в Несторово время и неизвестно еще было, где отец и сын были сокрыты». Пытаясь ответить на вопрос, как мощи св. Иоанна оказались в пещерах, Е. Голубинский, известный историк, предполагал, «что о месте их погребения было узнано по каким-нибудь откровениям». Рака с мощами св. Иоанна, которого вместе с его отцом зовут первомучениками Руси, и ныне находится в той же усыпальнице.

Тропарь мученикам Феодору и Иоанну

Страстотерпцы Господни, / Феодоре со Иоанном отроком, славнии! / Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими, / и радуется отечество наше, / в немже вы первии, идолы посрамивше, Христа со дерзновением исповедаете / и за Него пострадаете. / Того, яко Блага, молите, / до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити / и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

(К)