Жития святых. Аудио

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1929)

Дата: 24.07

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 18768

«Теперь не страшна мне смерть, ибо видел я победу над тлением.

<…> На небе церковном сияют, как светила, святые Божии,

которые, живя на земле, победили грех, достигли чистоты и целомудрия,

то есть нетления, а потому они, радуясь, отходили в путь всея земли».

«Пасха нетления». Свщмч. Иларион (Троицкий)

28 декабря 1929 года в одной из больниц Ленинграда от тифа скончался архиепископ Верейский Иларион (Троицкий). После долгих лет тяжелых испытаний: ссылок и лагерей, священномученик обрел вечный покой. Врач, присутствовавший в последние минуты жизни святого Иллариона, описывал, что он уже в агонии благодарил Господа за предстоящую встречу с Ним, говорил: «Теперь я свободен».

Священномученика Илариона называют одним из выдающихся деятелей Церкви XX века. Он был человеком уникальных способностей: ученый-богослов, автор многих богословских сочинений, замечательный лектор… молитвенник, прирожденный монах. Он стал одним из тех самых «камней», на котором Православная Церковь выстояла в кровавые годы гонений, распространения обновленчества и оголтелого безбожия.

С детских лет Владимир — так звали будущего святого Русской Православной Церкви, тянулся к знаниям. В пять лет он, прихватив с собой младшего трехлетнего братишку, отправился в Москву. Отец их нагнал уже в нескольких часах ходьбы. Маленький Володя на упреки родителей только сказал: «Не ругайте меня, ведь Ломоносов тоже пошел…». Владимир был одним из пятерых детей в семье священника села Липицы. Вообще, Троицкие были священническим родом. И эта фамильная ветвь, надо сказать, принесла добрые плоды. Дмитрий, средний из братьев, принял монашеский постриг с именем Даниил. Впоследствии он стал архиепископом Брянским, скончался от тифа, которым заболел из-за ослабленного в ссылках здоровья. Младший — Алексей, выбрал священнический путь и остался служить в Липицах. Он также пострадал от рук большевиков: был репрессирован и погиб в лагере. Увенчала же этот благословенный род святость.

Семейное фото Троицких

Владимир всегда с легкостью учился, был круглым отличником. В 1900 году он закончил Тульское духовное училище, в 1906 — семинарию, в 1910 — Владимир Троицкий оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Там же он и остается в качестве профессорского стипендиата. В 1913 году он защищает магистерскую диссертацию, становится профессором в этой же академии и преподавателем. Один из слушателей лекций священномученика в 1917-1919 годах Сергей Волков пишет в воспоминаниях об Илларионе Троицком:

— Высокий и стройный, с очень умеренной и пропорциональной полнотой, с ясным и прекрасным взглядом голубых глаз (он был немного близорук, но никогда не пользовался очками), всегда смотревший уверенно и прямо, с высоким лбом и... небольшой окладистой русой бородой, звучным голосом и отчетливым произношением, он производил обаятельное впечатление. Им нельзя было не любоваться, — заключает он.

В апреле1913 года Владимир принимает монашеский постриг с именем Иларион, а синтез глубочайшей веры и жажда познаний о Боге находит в его мировоззрении окончательную формулировку: «истинное богословие — это благочестие». Илларион, основываясь на евангельском утверждении, что «чистые сердцем Бога узрят» (Мф, 5, 8), говорит о том, что богословское познание Господа — есть наука опытная, то есть сопряженная с личным благочестием.

Примерно через два ме­ся­ца после пострига отец Иларион ру­ко­по­ла­га­ет­ся во иеро­мо­на­ха, а 5 июля то­го же го­да он был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.

В 1917 году отец Илларион уверенно выступал за восстановление Патриаршества в России. Он называл пустое патриаршее место в Москве — «стеной плача в России». К тому времени он был уже широко известен и являлся авторитетным деятелем Церкви. К нему прислушивались, его голос был значим в вопросах, касающихся Православия. Причем, самого Илариона многие видели достойным кандидатом на Патриаршее место. И это несмотря на то, что он к тому времени еще не был епископом, а имел сан архимандрита. Однако по Промыслу Божию Патриархом стал Митрополит Московский Тихон, а Илариона назначили его секретарем и главным консультантом по богословским вопросам. В самые трудные минуты он был рядом с Патриархом. Естественно, в те кровавые времена это означало только одно — разделить с Предстоятелем его мученическую участь…

Патриарх Московский и всея Руси Тихон

В первый раз святителя Илариона арестовывают в 1919 году и помещают в Бутырскую тюрьму. Через три месяца его выпускают, по сути, продержав в заключении по причинам неизвестным и невразумительным. Через скорое время после освобождения происходит важное событие в его жизни — святейшим Патриархом Тихоном была совершена хиротония архимандрита Илариона в епископа Верейского, викария Московской епархии. Очень знаменательны слова, которые владыка Иларион произнес в тот день на патриаршее слово:

— Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят... Силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников, — сказал он.

Говоря эти слова, Владыка Иларион, словно предчувствовал свою будущую участь и мученический венец. Не могла остаться у власти без наказания деятельность активного епископа. Он напрямую разрушал планы большевиков по «разложению» изнутри, расколу Православной Церкви с помощью обновленческого движения. Святой Иларион был одним из самых рьяных борцов с обновленцами. Известен случай, когда он прибыл в Сретенский монастырь и выгнал оттуда обновленцев. После этого он великим чином, положенным после осквернения храма, освятил престол и собор Сретенского монастыря. Шум вокруг этого события разнесся по всей округе, и многие, осознав грех, каялись в участии в обновленческом движении и возвращались в лоно Православной Церкви.

Александр Введенский — один из лидеров обновленческого раскола

В 1921 году он вновь арестован, но вскоре освобожден. 22 июня 1922 года священномученика высылают в Архангельскую губернию на один год, но в декабре 1923-го Владыка Иларион приговорен уже к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. Его отправляют в печально известный «СЛОН»…

Интересен еще один случай из жития священномученика Илариона. Летом 1925 года его переводят в Ярославскую тюрьму. Это было сделано для того, чтобы начать вести с ним переговоры о предательстве… Готовилось устранение местоблюстителя патриаршего престола — Петра (Полянского), митрополита Крутицкого. Об этом и беседовал с Владыкой Иларионом глава 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Евгений Тучков — человек, получивший прозвище «главпоп» за то, что в те времена заведовал практически всеми «делами» Русской Православной Церкви. Справедливости ради нельзя умолчать тот факт, что Тучков, умирая в 1957 году на больничной койке, пожелал исповедоваться. Совершал таинство, которое продолжалось несколько часов, сам Патриарх Московский всея Руси Алексий I. Но раскаяние было потом… А в июле 1925 года он предлагал святителю Илариону возвращение в Москву. Там он должен был стать членом группы архиереев, готовивших церковный переворот. Владыка Иларион резко отверг сделанное предложение и даже рассказал об этом своим сокамерникам. За это последовало суровое наказание.

В 1926 году истекал срок заключения священномученика. Ему дали новый срок, снова на три года и возвратили на Соловки. Он был отправлен в штрафной изолятор на Секирку — место, откуда живым редко кто возвращался.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) однажды в проповеди отметил, что больше всего его восхищает в священномученике Иларионе его благодушие. Действительно, он сохранил доброе и бодрое расположение души, несмотря ни на какие испытания. Нечеловеческие условия существования, изнуряющий труд, постоянные издевательства, голод, холод и болезни — это нужно было терпеть не один месяц, не два. Это долгие годы пребывания в аду, созданном то ли человеком, то ли самим демоном.

Простой и открытый в общении, но мудрый и искренний, владыка Иларион в лагере обрел уважение среди всех слоев «заключенного общества». Его вспоминают как человека, от которого исходила необыкновенная внутренняя сила. Он не врал, не лицемерил, не боялся, никогда не шел на уступки со своей совестью, чем заслужил уважение даже среди начальников и надзирателей Соловков. Иногда даже лагерные охранники, вроде как случайно, называли его владыкой. Священномученик Иларион сохранил и к ним, и ко всему лагерному начальству то самое благодушие, о котором говорил владыка Тихон. Сумел сохранить и не озлобиться, не сдаться и до последней капли крови оставался «носителем торжествующего христианства», о котором писал еще до революции в своей работе «Вифлеем и Голгофа».

Духовная сила, величие и внутреннее делание владыки Илариона от постороннего взгляда были скрыты под личиной шутливого юродства, некоей светскости. Он всячески избегал сам внешнего благочестивого вида, так и не терпел от других показной духовности.

В заключении владыка Иларион пишет письма, наполненные живым чувством веры в Промысл Божий и даже… радостью! Не то, чтобы жаловался, но даже отрицал, что на Соловках он мучается. Известны строки из его писем: «Живу очень хорошо, крепок здоровьем, бодр духом…». Конечно, он признавал, что СЛОН — «это воочию сам сатана», но, рассуждая духовно, воспринимал Соловки как школу добродетелей: нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. О том, что ему довелось пережить в лагере, можно лишь догадываться — и то, пожалуй, в слабой степени. Родные, увидев скончавшегося святителя, долго не могли поверить, что этот изможденный, худой, обритый старик — тот самый Иларион. Говорят даже, что одна из родственниц упала в обморок, увидев тело покойного. Ему было всего 43 года. В погребении владыки участвовали восемь архиереев. В 1998 году были обретены честные останки святого. В 2000 году святитель Иларион был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

В незлобии и молитве за врагов восходили на свою голгофу многие наши подвижники минувшего столетия. Их жития — это драгоценный урок для людей любой эпохи, ибо они дают ключ к пониманию того, как земной путь человека, верного Спасителю, сопрягается с вечностью. Новомученики убедительно свидетельствуют нашим современникам, что не только в прошлом, но и сегодня Христос есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

(А)