Священномученик Николай Тохтуев, протодиакон, 1943
Просмотров: 9792
Священномученик Николай Васильевич Тохтуев родился 9 мая 1903 года в селе Бым Осинского уезда Пермской губернии. Его род происходил из крещеных татар, потомственных кузнецов. Дед священномученика был умелым мастером, но грех винопития погубил его. Видя беду, которую приносит пагубная страсть, отец Николая Тохтуева, Василий Николаевич, дал Богу обет, что никогда в своей жизни не притронется к спиртному. Слово, данное Господу, он ни разу не нарушал. На селе он был всеми уважаемым, благочестивым, честным человеком, за что многократно избирался местными жителями волостным старшиной. На своей должности Василий Николаевич принес много пользы родной земле и людям его округа. В 1906 году он избирается в 1-ю Государственную Думу от Осинского уезда, а затем и в члены Осинской уездной управы. Благодаря его деятельности, были построены десятки новых школ, в том числе и в родном Быме.
Село Бым
Его сын Николай — будущий святой, которому Господь уготовал пострадать за веру и имя Христово, с детских лет воспитывался в благочестии. Мать приучала его к чтению духовной литературы. Огромное влияние на мировоззрение Николая оказал Белогорский во имя святителя Николая мужской монастырь, располагавшийся неподалеку от Быма. В обитель всегда приходило множество паломников, которых семья Тохтуевых гостеприимно располагала в своем доме.
В 1916 году Николай окончил двухклассное училище в Быму, а на следующий год поступил в училище псаломщиков при Архиерейском доме в Перми. По окончании учебного заведения он был назначен псаломщиком в Свято-Троицкую церковь села Ашапа. В мае 1922 года, когда уже в стране набирала обороты антирелигиозная кампания, и многие священнослужители отдали свои жизни за веру Христову, Николай был рукоположен во диакона. Через год его направляют служить в Петропавловскую церковь села Уинского, а в 1924 священномученика переводят в Николаевский храм села Кыласово. В этот период у отца Николая обнаружился красивый мощный бас, которого не было ни у одного диакона в округе. В начале 1925 года по приглашению епископа Кунгурского Аркадия (Ершова) он стал служить в градо-Кунгурском Успенском кафедральном соборе, возведен в сан протодиакона и награжден двойным орарем.
Епископ Кунгурский Аркадий (Ершов) и протодиакон Николай Тохтуев
19 января 1933 года священномученика Николая арестовывают и сажают в кунгурскую тюрьму. Он проводит долгие месяцы в тяжелейших условиях, которые не выдерживают многие заключенные. Его помещают в подвальную камеру, рассчитанную на десять осужденных. Однако в действительности в ней находились пятьдесят человек. Сырость, духота, запах зловония, табачный дым — все это делало воздух камеры смертоносным. Многие заключенные умирали в этих условиях, но отец Николай, вызванный на допрос, мужественно заявлял, что остается убежденно верующим человеком, а существование советской власти несовместимо с религией и его убеждениями, так как она проповедует атеизм, безверие.
В 1933 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протодиакона Николая к трем годам высылки на Урал, но в кунгурской тюрьме он заболел тифом, поэтому был освобожден, чтобы следовать на место ссылки вольным порядком. Отец Николай вместо ссылки отправился с женой и четырьмя детьми в Москву и с конца 1933 года стал служить в одной из церквей Калужской области, а затем в храме Наро-Фоминска Московской области. В январе 1938 года священномученик перешел служить в храм святых бессребреников Космы и Дамиана поселка Болшево. Там он стал брать уроки пения у руководителя ансамбля песни и пляски А.В. Александрова. Голос отца Николая был прекрасно поставлен, и его многие приходили послушать. Заметив его выдающиеся вокальные данные, протодиакона Николая приглашают в ансамбль, а затем и в Большой театр. Однако священномученик отказался от предложений, оставшись служить в церкви…
В 1940-м году, в скорбный день Страстной Пятницы, 26 апреля, отец Николай был вызван в отделение НКВД города Мытищи. Угрожая длительным заключением, следователь предложил ему дать подписку о сотрудничестве с органами НКВД для выявления антисоветски настроенных лиц. Отец Николай согласился, но вот причины этого поступка он опишет позже в своем письме. Следователь велел ему явиться на следующий день после Пасхи.
Священномученик Николай с семьей
В понедельник Светлой седмицы священномученик простился с семьей и взял вещи, приготовленные для пребывания в тюрьме. Следователю НКВД он написал письмо, в котором были слова: «Товарищ начальник, я отказываюсь от своей подписки и давал ее лишь потому, чтобы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьей. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага…».
Следователь, прочитав заявление, предложил протодиакону Николаю хорошо все обдумать и даже отпустил домой. Однако тот не переменил своего решения и остался тверд в вере и желании лучше пострадать, чем предать Бога и ближнего. Он написал начальнику районного отделения НКВД еще одно письмо, в котором четко и ясно излагает свою позицию:
«Гражданин начальник! Разрешите мне объясниться с Вами письменно: я говорить много не умею по своей необразованности. Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. — Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, — мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели...
Вы мне обещаете восемь лет — за что же? За то, что я дал жизнь детям? Их у меня семь человек, и один другого меньше. Старший сын двенадцати лет перешел в 6-й класс, второй сын десяти лет перешел в 4-й класс, третий сын восьми лет перешел во 2-й класс, четвертый сын шести лет, пятый сын четырех лет, шестая дочь двух лет и седьмому только еще два месяца; жена больная, не может взять ребенка — так ей скорчил руки ревматизм и сердце болит. Советское государство приветствует и дает награду за многосемейность, а вы мне в награду восемь лет концлагеря пообещали — за что? Какой я преступник? Только одно преступление, что служу в церкви, но это законом пока не запрещено. Если я не могу быть агентом по своему убеждению, то это совершенно не доказывает, что я противник власти...
Хотя я и семейный человек, но ради того, чтобы быть чистым пред Богом, я оставляю семью ради Него... Разве не трудно мне оставить... семью в восемь человек и ни одного трудоспособного? Но меня подкрепляет и ободряет дух мой Тот, ради Которого я пойду страдать, и я уверен в том, что Он меня до последнего моего вздоха не оставит, если я Ему буду верен, а отчет мы все должны дать, как жили мы на земле...
Вот вы говорите, что мы обманываем народ, одурманиваем и прочие безумные глаголы, — а можете ли вы об этом определенно сказать, когда, может, и церковных книг не брали в руки и не читали их и не углублялись в христианскую веру, а судите поверхностно, что, мол, у нас написано в газетах и книгах, то верно, а что за тысячу лет написано было до Христа и про Него, что Он будет и так-то поживет, и такой-то смертью умрет и воскреснет (это за тысячу лет пророками было написано и уже сбылось), так это, по-вашему, неверно. Или вот, скажем, радио передает за тысячи верст без проволоки, — как это остаются слова в эфире и передаются, а весь человек куда-то девается, исчезает? Нет, он никогда не исчезнет и никуда не девается, умрет, истлеет и потом воскреснет в лучшем виде, как зерно, брошенное в землю...
Вот уже двадцать три года существует советская власть, и я ничем не проявлял себя враждебным по отношению к ней, был всегда лояльным, исполняя все распоряжения власти, налоги всегда выплачивал исправно, дети мои учатся в советской школе, и вся моя вина лишь в том, что, будучи убежденным христианином, я твердо держусь своих убеждений и не хочу входить в сделку со своей совестью... И вам не могу услужить, как вы хотите, и перед Богом кривить душой. Так я и хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их приму с любовью. Потому что я знаю, что заслужил их.
Вы нас считаете врагами, потому что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога. Но если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши — вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы того понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись... Разве так Христос заповедовал нам жить? — да нет, и сто раз нет, и поэтому нужно стегать нас, и пуще стегать, чтобы мы опомнились. Если мы сами не можем... то Бог так устроил, что вы насильно нас тащите в Царство славы, и поэтому нужно вас только благодарить».
В июле 1940 года священномученик Николай арестовывается и помещается во внутреннюю тюрьму НКВД на Малой Лубянке в Москве. 2 сентября он был приговорен к восьми годам заключения в концлагере. Протодиакон Николай был отправлен в Севжелдорлаг в Коми области. 17 мая 1943 года священномученик скончался в заключении и был погребен в безвестной могиле.
(А)
| Проголосовало: За - 8, против: 0. Общий рейтинг: 8 |
|