Жития святых. Аудио

Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский

Дата: 05.03

Автор: Екатерина Русина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 16085

Во все времена наша Церковь была гонима, множество еретиков и противников выступали против неё, последователи её были попираемы и уязвимы. Но были всегда и ревностные защитники, отчаянные и преданные исповедники, мученики за Христа и за Его учение. Кто-то из них погибал в жестоких муках, отказываясь отречься от истинного Бога, кто-то вел уединенную борьбу с невидимыми врагами, а кто-то открыто вставал на путь противостояния, укрепляя сотни и тысячи верующих в подлинности наших постулатов. Одним из таких истовых сторонников православного учения был святой Евстафий.

Родился этот великий святой в конце третьего века в городе Сиде Памфлийском. Свою жизнь он без сомнений посвятил Богу и начал своё архипастырское служение в Берии Сирийской, откуда за достойное служение и по всеобщему народному желанию был переведен в Антиохию.

Времена служения святого Евстафия — это времена удивительных, прославленных по всему христианскому миру вселенских учителей, мудрейших отцов, светил нашей веры. В начале четвертого века, после трех веков жестокой борьбы, была одержана абсолютная победа над язычеством, но при видимом спокойствии разгорелась новая беда — ересь.

Основоположник арианства пресвитер Арий

Основным деятелем еретического учения был тогда Арий, пресвитер Александрийской церкви. Епископ Александрии призывал его отказаться от своего ложного учения и признать единство Святой Троицы, но, получив отказ, принял решение созвать сто епископов Ливии и Египта на поместный собор, в ходе которого Арий был отлучен от церкви. Однако это не остановило заблуждений еретика, и он активно проповедовал своё учение среди других пресвитеров и народа.

Волнения, вызванные богопротивными убеждениями Ария, дошли и до святого Евстафия, бесстрашного и невозмутимого исповедника Христовой веры, который имел глубочайшие богословские знания. Возмущенный лжеучением еретика, он яростно восстал против него. Видя ожесточенные несогласия между арианами и православными, император Константин I созвал Первый Вселенский Собор в Никее. Собралось 318 епископов, огромное количество клириков, мирян и ученых.

Святому Евстафию, в виду его богословских и светских познаний, за его дерзостную ревность в борьбе против язычества и ересей, было назначено место одесную самого императора и право произнести приветственную речь Константину I, в которой он смело восхвалил всеобщую победу над идолопоклонством, прославил единство Святой Троицы и призвал к обличению богомерзкой ереси Ария.

На Соборе присутствовали как сторонники императора и всех светил Православия, так и ненавистники оных, с целью найти в речах епископов неточности, через которые можно было бы опровергнуть христианское учение. Одному из таких честолюбивых философов, Федону, защищавшему учение Ария, святой Евстафий первым предоставил полное опровержение его заблуждений. Сила его философских постижений, при поддержке всего Собора, поразила Федона, и он отрекся от ереси, раскаявшись и обратившись в лоно истинной Церкви.

Отцы I Вселенского Собора с текстом Символа Веры

Сам же Арий не отверг своих воззрений и был заточен императором. Чтобы народ не смущался более ересью, Собор провозгласил ее противоречащей отеческому преданию, и принял точное исповедание православной веры, заключив его в Символе Веры.

После двух месяцев, что продолжался Никейский Собор, святой Евстафий вернулся в Антиохию и созвал пресвитеров многих областей, доведя до них все постановления Собора.

В 326 году святого Евстафия направили в древнюю Иверию (Грузию) для устроения православной церкви и крещения желающих принять Православие, коих было множество после самоотверженной проповеди святой равноапостольной Нины. Святой Евстафий прибыл с клириками и необходимой церковной утварью.

Первым принял святое крещение бывший ревностный идолопоклонник царь Мириан вместе со своей супругой и детьми. Многие племена страны тогда были идолопоклонниками, но просвещаемые благодатию Божией через проповедь святой Нины, они устремились к специально организованной купели, чтобы принять крещение от святого Евстафия и прибывших с ним пресвитеров, которые затем ходили по Иверии, проповедуя православное учение и принимая всех уверовавших в лоно Церкви через крещение. Святой Евстафий освятил во Мцхете храм и преподал чин богослужения. По завершении своих богоугодных трудов он вернулся в Антиохию, где его ждала повторно нахлынувшая волна арианства.

Как выяснилось, на Никейском Соборе, многие епископы, впавшие в арианство, лишь для видимости согласились отречься от ереси. Их усилиями Арий и другие заточенные с ним епископы были возвращены из ссылки под предлогом, что они намерены письменно опровергнуть своё учение. На самом же деле они продолжили распространять свои постулаты, а также преследовать благоверных епископов, в том числе Евстафия. Святой еще усерднее стал вести борьбу против арианского лжеучения, руководствуясь решениями Вселенского Собора. Он писал увещевательные письма епископу Кесарийскому Евсевию, стороннику ереси, но это вызвало в ответ лишь негодование. Вскоре епископ-еретик донес об этих письмах своему другу, вернувшемуся из ссылки, арианствующему епископу Евсевию Никомидийскому, лукаво и безжалостно распространявшему ересь среди вверенного ему народа. Вместе с Евсевием Кессарийским они решили избавиться от влияния святого Евстафия.

Святитель Евстафий

Они прибыли в Антиохию под маской благочестия, и были добродушно приняты архипастырем Евстафием. Созвав других своих сторонников, а также правоверных епископов, они организовали совет якобы для решения церковных дел. На самом же деле они подкупили женщину с ребенком, которая явилась на совет и прилюдно заявила, что святой Евстафий — отец её младенца, на что невозмутимый Евстафий потребовал представить свидетелей, которых, конечно, не нашлось. Женщина, которая согласилась оклеветать святого Евстафия на совете епископов, вскоре была поражена тяжелой болезнью и призналась в том, что её подкупили ариане. Любящая паства, услышав о клевете на их архипастыря, подняла бунт. Видя всесторонний провал своего подлого замысла, арианствующие епископы обратились к императору с доносом о волнениях народа, якобы вызванных влиянием святого Евстафия, а также солгали, будто он высказался уничижающе про мать императора.

Император немедленно вызвал к себе Евстафия в Константинополь для разъяснений. Предвидя своё скорое удаление из Антиохии, святой с горящим сердцем и небывалым красноречием убеждал своих верных граждан не поддаваться лжемудрствованиям ариан, и на самом деле большинство паствы антиохийской остались верны православной вере, несмотря на то, что вместо Евстафия им достался новый архипастырь-еретик. Верных стали называть «евстафианами». Эта двойственность вызвала еще большее недовольство императора, и он без надлежащих разбирательств выслал святого Евстафия во Фракию, где он, не смотря ни на что, продолжал вести свою проповедь и борьбу с ересью.

Возмущенные еретики настояли на еще большем удалении святого Евстафия. Так он был отправлен в Македонию, где в 345 году скончался, до последнего дня исповедуя истинного Бога и православную веру.

После Второго Вселенского Собора, подтвердившего постулаты, принятые на Первом Соборе и обличившего арианство, святитель Евстафий Антиохийский был прославлен как мученик за православную веру. В 382 году его мощи были перенесены в Антиохию с торжественным шествием, в утешение любящей паствы великого исповедника.

Чтимый народом, признанный всеми православными отцами Церкви, святой Евстафий своими трудами и заслугами стал достойным защитником веры, ярким светилом своего века. Святые отцы Седьмого Вселенского Собора называли святого Евстафия Антиохийского «твердым поборником православной веры и разрушителем арианского нечестия».

(Р)