Святители Герасим, Питирим и Иона Великопермские и Устьвымские (XV)
Просмотров: 17878
Святители Герасим, Питирим и Иона служили епископами Великоперсмкими и Устьвымскими.
Святитель Герасим был третьим по счету епископом зырянского населения, он был назначен на Пермскую кафедру после 1416 года, когда еще не многие зыряне приняли христианскую веру. С большим рвением и заботой он нес свою службу, защищая свою паству от непрестанных набегов вогулов и новгородцев. Он смело входил в вогульские станы, стараясь отвратить их от нападений на тех, кто принял христианство. Совершая одну из таких поездок в 1441 году, владыка принял мученическую смерть — как гласит предание, его задушил омофором собственный слуга-вогул.
После смерти епископа Герасима управление кафедрой перешло к ученому архимандриту Питириму. Новый пастырь также дерзновенно защищал свой народ от нападений вогулов. Зыряне были расселены по большой территории, но владыка часто объезжал всю паству, наставляя и поддерживая всех. Он старался просветить язычников-вогулов, отправляясь в дальние пути, которые, несомненно, были для него очень рискованными. Его проповедь приносила плоды, вогулы стали принимать христианскую веру. Это не могло остаться незамеченным для Асыки, предводителя языческого народа. В гневе он убил епископа Питирима, когда тот совершал молебен в поле. Случилось это в 1455 году.
Далее кафедра перешла к святителю Ионе, который прибыл в Усть-Вымь в 1455 году. Он знал, что его ждет нелегкий труд и что уже двое архиереев приняли мученическую смерть за свою проповедь. Великий князь Василий Темный тогда пообещал новому епископу помощь и защиту, в Пермские пределы была отправлена московская рать, что уменьшило количество междоусобиц и настало относительное спокойствие. Князь также приказал Новгороду и Устюгу немедленно отправлять свои войска на помощь Пермскому епископу при первой же попытке нового набега со стороны вогулов.
Епископ Иона неустанно трудился над истреблением язычества, главной его задачей было обращение упорных языческих племен вогулов и остяков. Эти полудикие племена постоянно нападали на зырян, которые уже приняли христианство, грабили их и заставляли их отказаться от Бога. Святитель Иона неустанно боролся с волхвами и жрецами, которые не ослабляли своего действия на простых жителей и поклонялись языческому идолу Золотой бабе.
В 1462 году святитель принял участие в переговорах среди пермских князей, речь шла о язычестве и истинной вере. Своими горячими убеждениями святителю удалось обратить к христианской вере сына самого Асыки, он принял крещение с именем Михаил и помогал епископу в обращении оставшихся народов. Благодаря усердным трудам епископа Ионы, население Великой Перми все же обратилось в христианство. Были уничтожены многие языческие храмы и идолы, а на их месте возведены православные храмы и школы для детей. Новообращенных христиан обучали специально переведенные в те места опытные священники.
Предвидя свою скорую кончину, святитель Иона из последних сил отправлялся в самые отдаленные уголки епархии, чтобы укрепить и наставить своим словом новообращенных православных, остерегал их от возвращения к языческим обычаям.
6 июня 1470 года святитель Иона мирно отошел в жизнь вечную.
С 1607 года установлена общая дата памяти трех святителей Великоперских Герасима, Питирима и Ионы — 29 января (11 февраля). В течение нескольких веков мощи всех трех епископов хранились в Благовещенском храме Усть-Выми, который являлся до 1564 года кафедральным. Затем в 1764 году к храму был пристроен новый придел во имя Всех святых, и гробница святителей была перемещена туда. В 1936 году Благовещенский храм был взорван новыми безбожными властями. Только в 1995 году там были проведены раскопки, и было установлено, что мощи святителей лежат глубоко в земле, на этом месте была выстроена часовня.
(Р)
| Проголосовало: За - 5, против: 0. Общий рейтинг: 5 |
|