Зимняя Пасха
Просмотров: 14207
Историко-литургический этюд праздника Рождества Христова
С наступлением зимы Церковь Христова приступает к празднованию Рождества Христова. «Зимней Пасхой» назвал этот праздник протопресвитер Александр Шмеман и эти слова очень точно характеризуют данный праздник.
Во-первых, для нас, празднующих этот праздник в середине зимы, когда свет только начинает разгораться, и ночи укорачиваются, предвещая победу Света и Жизни во время весенней Пасхи Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Во-вторых — этот праздник относится к самым главным праздникам богослужебного года. Его по праву можно поставить вторым, после праздника Пасхи, которая есть «праздников праздник и торжество из торжеств». А на западе Рождество считается самым главным христианским праздником. Да и в нашем городе, в праздник Рождества в церковь приходит наибольшее число горожан по сравнению с другими праздниками года.
В-третьих — службы праздника Рождества, а также праздника Крещения Господня, имеют своим прототипом, т.е. во многом состав служб, их наполнение соответствует службам Страстной седмицы и Светлой Христовой Пасхи.
Итак, обо всем по порядку.
Дата празднования Рождества Христова 7 января или 25 декабря по старому стилю — это не единственная дата, которая принималась за дату Рождества Христова. В ранней Церкви существовал, так сказать, плюрализм мнений по этому поводу. Согласно Клименту Александрийскому (150-213 гг.), Рождество было 18 апреля, или 29 мая. Африканская традиция устанавливала его на 28 марта. По Ипполиту Римскому (170-236 гг.) — 25 марта (в один день с Благовещением). По древней восточной традиции — 6 января (19 января по новому стилю) — эта дата важна будет нам в дальнейшем анализе. По Римской традиции — 25 декабря, день, который впоследствии и был принят всей Церковью, кроме армян, которые сохранили за праздником Рождества 6 (19) января.
День 6 января, или как нам удобнее, 19 января н.ст., известен теперь нам, как день Крещения Господня. На востоке, первоначально, день Рождества и день Крещения Господня праздновался в один день, как это и происходит по настоящее время у армян. И сейчас, когда уже многие века два праздника празднуются Церковью в разные дни, состав служб праздников одинаков.
Службы Рождества, официально называемые в богослужебной Минее «еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», сознательно уподоблены и составлены по образцу служб Пасхальных.
Продолжительность Рождественского поста соответствует посту Великому, и как Великий пост можно считать предпразднством Пасхи, так и Рождественский пост — предпразднство Рождества. Есть перед праздником Рождества 5 дней предпразднства, со 2 января (20 декабря) по 6 января (24 декабря), которые соответствуют Страстной седмице. Кстати, только Крещение имеет те же 5 дней предпразднства, остальные великие праздники — только один. Песнопения предпразднества являются переложением песнопений Страстной седмицы. Пост в предпразднство Рождества усугубляется, так же как и на Страстной в Великий пост.
Церковные песнопения и стихиры Рождества, Пасхи вочеловечения Христова, явления его во плоти, повторяют песнопения Пасхи Воскресения Христова. Рождение Иисуса Христа тесно связано с его Страстями и Воскресением. Он родился, чтобы умереть и воскреснуть.
Надо сказать немного о составе служб навечерия праздника Рождества и самого дня праздника. В навечерие совершаются Царские часы. Это очень необычная служба. Часы, самая, наверное, простая служба суточного круга, три псалма и ряд тропарей, кондаков и т.д. В этих же часах присутствует чтение из Ветхого Завета, Апостола и Евангелия и особые тропари. То, что на часах читают Евангелие, говорит о значимости этой, в обычные дни простой, службе. Литургия в навечерие служится после вечерни. (По Типикону начало вечерни должно быть в час дня). Устав знает три времени совершения Литургии: обычное, до обеда («не может служиться ни прежде свитания дни, ниже после полудня»); служение Литургии после полудня, после вечерни — это признак строгого поста; служение же Литургии до рассвета — признак исключительной праздничности дня, служить Литургию так рано можно только в самые большие праздники и это оговаривается в Типиконе — «Литургия порану».
Если Литургия служится, в сочельник, после вечерни, то и пост продолжается до окончания Литургии, т.е. до вечера. Кстати, именно из предписаний Типикона и произошел обычай поститься в сочельник до первой звезды, до ночи. Служение же вечерни и Литургии сразу после Царских часов нарушает порядок Типикона и продолжительность поста.
Всенощное бдение, по современному Типикону, принятому в Русской Православной Церкви, должно начинаться в 10-м часу ночи, т.е. в 4 утра современного времени. Состоит оно из Великого повечерия, Литии и Утрени. Литургия Иоанна Златоустого должна служиться «порану», т.е. фактически где-то после окончания бдения.
В заключение приведу песнопение, практически без изменения присутствующее как на Страстной седмице (утреня и девятый час Великой Пятницы), так и в навечерие (9-й Царский час) Рождества и Крещения.
«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый;
Венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь;
В ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки;
Заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама;
Гвоздьми пригвоздися Жених Церковный;
Копием прободеся Сын Девы.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
покажи нам и славное Твое Воскресение (Богоявление)».
_______________________________________
1. Типикон. Сиречь устав церковный.
2. Минея месячная. Декабрь т.2 М.: Издательский отдел Московского Патриархата.
3. Минея месячная. Январь ч.1 М.: Издательский отдел Московского Патриархата.
4. Триодь Постная ч.2
5. протопресв. Фома Хопко Зимняя Пасха М.:Паломник. 2005 г.
6. архим. Киприан (Керн) Литургика. Гимнография и эортология. М: Крутицкое Патриаршее Подворье.
7. сайт deacon.ru — http://www.deacon.ru
| Проголосовало: За - 4, против: 0. Общий рейтинг: 4 |
|