Публикации

Можно ли разговаривать с умершими родственниками?

Дата: 26.02.2022

Автор: Подготовила Юлия Кокорина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 74518

Можно. Вопрос в том, как, где и для чего. Нам никто не запрещает мысленно или вслух общаться с усопшими, но со стороны это может выглядеть, мягко говоря, не очень адекватно. Самый правильный способ общения — молитва. Если мы просто разговариваем с усопшими, не факт, что они нас слышат, а вот молитва, то есть благодатное ее действо однозначно доходит до адресата. Самое «безопасное» место для молитвы — храм: поставили свечку за упокой души и поговорите, если есть такая потребность. Почему безопасное — потому что, если разговаривать где-то в другом месте, возможны искушения, влекущие за собой последствия, к примеру, психические отклонения после таких «разговоров» или опасность незаметно для себя впасть в языческое поклонение духам.

Также важно не забывать и еще об одном аспекте «оплакивания» умерших родственников. Когда мы плачем об усопших мы, прежде всего, жалеем себя — как нам будет их не хватать. Надо помнить, что они отнюдь не радуются, видя нас плачущими. Если мы действительно любим кого-то, то стараемся ему помочь, в данном случае — облегчить участь, и лучшего способа, чем молитва для этого нет.

Особенно полезно для усопших поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих».

Также очень важна милостыня, подаваемая за умершего. Она помогает ему там, так как человек страждущий, которому подаешь, помолится о нем. Святая блаженная Ксения Петербергская всю свою дальнейшую жизнь положила на упокоение горячо любимого мужа — раздала все свое имение неимущим.

Как правильно молиться об усопших

Профессор А.И.ОСИПОВ

Действительно, не напрасно же Церковь молится об усопших. Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, тогда зачем было и молиться? Однако Церковь за каждой литургией поминает усопших и призывает к молитве всех верующих, научая их, как правильно это делать. Она говорит, что особенно важна молитвенная помощь душе в течение первых 40 дней по кончине человека. Она, конечно, необходима и после. О какой молитве идет речь?

Когда умирает человек, то очень часто родные ограничиваются лишь тем, что заказывают отпевание, панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, дают деньги в монастыри, в храмы и т.д. Все это хорошо, но хорошо только в том случае, когда не оставляется главное. Ведь ясно, что Господу Богу никакие деньги не нужны.

А что же такое — главное? Что должен сделать человек, который хочет помочь усопшему? Мы затрагиваем в высшей степени серьезный вопрос: кто и как может помочь усопшему? Что значит молиться за него? Если Бог есть любовь, то, кажется, зачем Ему молиться, ибо Он и так сделает все, что нужно сделать. А если уже ничего нельзя сделать, тогда какой смысл молиться? Протестанты, кстати, и отвергли молитвы за усопших. Православная же Церковь с самого начала своего существования утверждает необходимость молитвы за них. И к этому есть серьезные основания.

Церковь утверждает, что состояние человека, оказавшегося после смерти в узах страстей, можно изменить. Ведь за кого призывает молиться Церковь? За святых? Нет. За грешников. То есть она утверждает, что наши молитвы способны помочь душе избавиться от страстного демона-мучителя. Каким образом? На это Господь прямо ответил ученикам, не сумевшим изгнать беса: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Этим Он разъяснил, что освобождение человека от беснования, или, что то же самое, от рабства страстям и демонам-мучителям, требует не только молитвы (которая, увы, нередко подменяется лишь проскомидийным поминовением — без молитвы — или совершением, например, панихиды и присутствием на ней — без молитвы), но и поста, то есть подвижнической жизни. Не случайно дар изгнания бесов давался Богом только редким подвижникам.

Вот, например, поразительный случай, который описывается в древнем житии святителя Григория Двоеслова, папы Римского (который жил еще в VI веке, то есть до разделения Церквей). Он молился не за кого-либо, а за императора Траяна — одного из жестоких гонителей христиан и в то же время лучшего по своей справедливости императора, который и христиан-то гнал в силу своей справедливости и уверенности в необходимости исполнения закона. Именно его редкая для Римских императоров справедливость и честность явились для свт. Григория Двоеслова причиной молитвы за него. Траян заступился однажды за бедную беззащитную вдову, находившуюся в отчаянном положении, и свт. Григорий был настолько тронут этим его поступком, что стал усиленно, с подвигом, молиться за него. В результате ему было открыто, что молитва его принята. Как это понять? Ведь Траян не только не был крещен, но и был гонителем христиан. Но что слышим: «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения  это крещение слезами». Чьими же слезами? — Святого Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединенной с постом! «Хотя это и редкий случай, — поясняет иеромонах Серафим (Роуз), — но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры». Святой Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души».

После физической смерти душа не умирает, продолжает жить и развиваться в новых условиях. Какие они будут, зависит от опыта земной жизни. Рай и ад мы носим в себе сегодня и поэтому уносим с собой в вечность. Человек, несший в себе зло, вне Бога и остается наедине с этим злом. Суд  это перманентное явление. И наше столкновение с добром и злом, когда у нас выбор на пути стоит,  это суд. Поэтому не надо думать, что суд  это только в конце истории. (Протоиерей Александр Мень)

При рождении человек получает от своих родителей человеческую жизнь. Это временная и несовершенная жизнь, но у нас есть возможность получить от Бога  Его вечную совершенную нетленную жизнь (божественную жизнь). Получить эту совершенную жизнь мы можем только при «рождении свыше» (Ин.3:3-8), т.е. для этого нужно родиться от Бога, став Его чадом. Всякий человек, уверовавший в Иисуса Христа как Бога явленного в плоти и умершего за наши грехи на кресте получает прощение грехов, обретает Бога как своего Отца и получает в дар ВЕЧНУЮ БОЖЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ (Рим 6:23). Других способов получить этот дар НЕТ. От того уверуете вы в Господа Иисуса Христа или нет, зависит то, где вы проведёте вечность: в присутствии Бога в Новом Иерусалиме или в озере огненном. Для этого выбора нам дана человеческая жизнь.