Монастырь на старой фотографии
Просмотров: 20508
Однако сам Григорий Иванович не дожил даже до начала строительства монастыря. Он скончался в 1851 году. А постановление Синода об учреждении в Елабуге женского монастыря было принято только в 1855 году. Император Александр II утвердил это постановление в следующем 1856 году. Строительством монастыря пришлось заняться Ивану Ивановичу Стахееву — «на счет капитала переданнаго ему на сей предмет, по духовному завещанию, братом его, купцом Григорием Стахеевым».
Строительство началось в 1856 году и продолжалось 12 лет. Денежные средства, кроме оставленных по завещанию Григорием Ивановичем Стахеевым, выделяли Иван Иванович Стахеев, Дмитрий Иванович Стахеев (купец, а не писатель) и Пётр Капитонович Ушков. Суммы, израсходованные на постройку обители, назывались позднее самые различные: и 300 тысяч рублей, и 500 тысяч, и так по нарастающей — вплоть до миллиона.
Монастырь строился по проекту архитектора Г.Боссе. Немец, родившийся в Риге и умерший в Дрездене, Гаральд Юлиус фон Боссе (1812-1894) большую часть своей жизни провёл в России. Здесь он принадлежал к числу известных архитекторов XIX века и даже, начиная с 1858 года, занимал должность архитектора императорского двора. По его проектам было построено множество особняков в Санкт-Петербурге и немалое количество храмов в различных городах России.
Через 18 лет после того, как Григорий Иванович Стахеев выразил желание устроить в Елабуге женскую иноческую обитель, состоялось торжественное открытие монастыря. Произошло это 9 сентября 1868 года.
«Для сего торжества приезжал из г.Вятки Преосвященный Вятский Аполлос с благочинным монастырей архимандритом Иосифом и со всей своей свитой. При многолюдном стечении народа совершено было освящение главного престола в храме трехпрестольном; за литургией Его Преосвященство произнес назидательное слово...»
Надо полагать, что для провинциального городка событие это было грандиозным.
В октябре того же года «Вятские Епархиальные Ведомости» напечатали торжественное «Поучение», с которым выступил на освящении монастырского храма епископ Вятский и Слободской Аполлос. В небольшом примечании к речи Владыки архимандрит Иосиф, тогдашний редактор «Вятских Епархиальных Ведомостей», писал: «По внешнему виду храм Елабужскаго женскаго монастыря есть точная копия С.-Петербургской Конно-егерской церкви».
Похоже, что так оно и есть. Правда, сама церковь во имя священномученика Мирония при лейб-гвардии Егерском полку не сохранилась. Она, как и елабужская монастырская церковь, была уничтожена в годы советской власти. Но остались фотографии, которые позволяют убедиться в том, что столичная Мирониевская и провинциальная Казанско-Богородицкая церкви — если и не полные близнецы, то, во всяком случае, строились по одному проекту.
При внимательном рассмотрении и сравнении фотографий довольно легко обнаружить различия архитектурных деталей и декора двух храмов, но в целом архимандрит Иосиф был прав. Кстати: петербургская трёхпридельная Мирониевская церковь была построена в 1849-1855 годах по проекту архитектора Константина Андреевича Тона.
Фотографии Мирониевской конно-егерской церкви мы разместили в самом начале альбома — справа на полях.
Впрочем, обвинять Г.Ю.фон Боссе в плагиате не стоит. Действительно, Константин Тон был создателем «русско-византийского» стиля в архитектуре и он же придумал строить пятиглавые шатровые храмы. Кроме того, по поручению правительства он подготовил и издал типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, чтобы архитекторы в империи придерживались одинаковых форм и стиля. Удивительно ли, что в итоге петербургская Мирониевская и елабужская Казанско-Богородицкая церкви, несмотря на проекты разных авторов, оказались настолько похожими, что архимандрит Иосиф счёл их «точными копиями».
Но вернёмся к монастырю. Женская православная община в Елабуге была создана в 1856 году и начала действовать одновременно с началом строительства монастыря. В синодальном определении было указано: «Установить в обители чин, порядок и устав общий всем другим монастырям... быть в ней игумении, в качестве настоятельницы и пятнадцати сестрам...»
Однако, начавшись со столь небольшой общины, елабужская обитель буквально через полстолетия превратилась в крупный монастырь. В 1917 году в нём проживало уже не 15, а 295 насельниц — монахинь и послушниц. В основном это были дочери крестьян и мещан из Елабуги и уезда. Правда, тогдашний Елабужский уезд был раз в десять больше сегодняшнего Елабужского района.
Как пишет казанский историк А.Елдашев: «В начале XX в. Елабужский монастырь считался одним из самых благоустроенных в Вятской епархии. К 1917 г. он имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо». И добавляет: «Но после октябрьских событий этому благополучию пришел конец».
Монастырь закрыли в 1928 году. В 1930 году была уничтожена Казанско-Богородицкая церковь — по причине, как сказано в письме Елабужского Городского Совета, «осторого недостатка в кирпиче» на стройках социализма.
Но разрушали не только храмы. В Елабуге не сохранилось ни одной могилы Стахеевых, этих строителей монастыря из некогда обширного и богатого купеческого клана, — они были уничтожены вместе с кладбищами. А памятники и надгробные плиты со старого городского (Троицкого) и монастырского кладбищ легли в качестве фундаментов в основание социалистических бараков, частных банек и сараев. — На страну наступало светлое будущее.
Однако на этом история елабужской иноческой обители не закончилась.
В 1995 году монастырская община вновь стала действующей. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была отстроена заново, правда, в более скромных масштабах, чем до революции. А 31 октября 2012 года митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий освятил новый храм и отслужил в нём первую литургию.
Сегодня восстановленную женскую обитель населяют семь монахинь и несколько послушниц.
Дополнения
В дополнение к основной фотографии, которой посвящён альбом, мы разместили ниже три почтовые карточки (открытки) с изображением Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря из фондовых коллекций Елабужского государственного музея-заповедника, а также письмо, адресованное одной из насельниц монастыря, — из нашего архива.
Конечно, изображения на этих открытках по качеству проработки и детализации не идут ни в какое сравнение с той основной фотографией, которую мы представили в этом альбоме. Однако и эти карточки, больше напоминающие рисунки, сделанные на основе фотографии, чем фотографические изображения, позволяют получить представление о монастыре в целом и о зданиях на его территории. Кроме того, их даже удобнее сравнивать с той открыткой, на которой изображена Конно-егерская церковь в Санкт-Петрбурге.
Если предыдущая открытка не имела никаких пометок на реверсе, то у этой почтовой карточки на оборотной стороне значится, что она выпущена «Товариществом А.Ф.Леденцовой с Сыновьями». Известно, что это товарищество было елабужским торговым домом, который специализировался на галантерейных товарах. А попутно, как видим, занимался ещё и издательской деятельностью.
Здесь представлен раскрашенный вариант предыдущей открытки с аналогичной пометкой на реверсе: «Издание Т-ва А.Ф.Леденцовой с С-ми». Очевидно, что в основе обеих почтовых карточек лежал один и тот же фотоснимок.
И в завершение рассказа о монастыре — небольшой документ из нашего личного архива. Это — письмо, адресованное одной из насельниц обители, монахине Александре. На конверте надпись: «Г-дъ Елабуга въ Монастырь Свечной З-дъ Матушке Александре», что в переводе на современный язык означает: «Город Елабуга, в Монастырь. Свечной Завод. Матушке Александре».
Сохранилось и само письмо:
«Здравствуите мать Александра и мать Еликонида и другия Кланяюсь и посылаю книшки которыя вы мне давали почитать благодарю за них только извините что я немного замарал получите салфетку и ведерко
Как работает Ваш паровик и затем Желаю всего благополучия в делах ваших
Извесный вам Николай Алексеич Анюнов
1912 Марта 21го чис.»
По материалам сайта «Елабуга в фотографиях»
| Проголосовало: За - 12, против: 0. Общий рейтинг: 12 |
|