Дивеево. В краю безумных ради Христа
Просмотров: 21367
От Набережных Челнов до обители преподобного Серафима Саровского 12 часов пути. Вечер. После общего молебна о благополучном путешествии садимся в старый уютный Икарус.
Так вот смотришь вокруг: на счастливых своим летом прохожих, на велосипедистов, на светлые одежды отдыхающих, на медленныеоблака мирного времени над улицами города в центре современной России — чего ради мы отправляемся в монастырь?.. Монотонно звучат молитвы, а жизнь за окнами автобуса несётся со скоростью блестящего автомобиля — почему мы не слушаем модную лёгкую музыку? Мы смотрим видеофильмы 12-летней давности, где почти сказочным языком рассказывается о святом человеке тысячу дней проведшем в молитве… — почему мы не спим?
Преподобный Серафим Саровский и блаженные мученицы дивеевских окрестностей. К кому едут сегодняшние православные христиане? К людям, которые забыли о справедливой мести своим обидчикам, забыли о защите перед убийцами; к странным людям, жившим в лесах и грязных избах; к тем, кто не знал другого дела, кроме молитвы; к тем, кто не следил за своей внешностью… — мы едем в сторону многими ненавидимых и презираемых заповедей Господних — в край подлинных святых, настолько прекрасных невидимой своей красотой, что с ними не сядет за обеденный стол ни один нормальный обитатель нормального мира. Соблазн для преступников, посмешище для образованной интеллигенции, объект сплетен для приличных людей — собственно говоря, перед нами живая Православная Церковь перед лицом мира во все времена… Может ли быть иначе, если мы следуем за Иисусом Христом? Вряд ли. Да и надо ли?
Перед главным собором Дивеевского монастыря холодно. Но очередь паломников к батюшке Серафиму не иссякает. Многие внимательно читают акафист преподобному. Мимо идёт пожилая монахиня — она просит мужчин помочь: «Не хотите ли потрудиться во славу Божью?» Монахиня подходит к молодой паре: «Может быть, вы поможете?» «А что нужно делать?» — говорит молодой человек, «Всего три часа работы…», «Три часа? Да, мы приехали-то до вечера!», «Иди, конечно, раз нужно — я здесь буду» — это уже отвечает девушка…
И совсем ещё молодые и уже престарелые монахини читают Псалтирь, и их слова летят над монастырским двором, как пули. Ты слышишь, даже если не хочешь — с таким внутренним напряжением и силой читают эти слабые женщины духовные тексты. А ведь многие из них мои сверстницы.
Крестный ход вдоль Канавки Божьей Матери. Нам скажут, что мы сошли с ума, но мы верим святому Серафиму: нам нужно пройти по этой дороге и прочесть 150 раз ангельское приветствие к Богородице. О смысле этого правила можно и не говорить среди верующих, потому, что смысла нет — есть только любовь к Той, через которую Господь наш воплотился, есть только упование на Её милосердие и помощь в наших немощных исканиях Лица Божьего… Уже ночь. Сёстры обители ушли далеко вперёд. Паломники не спешат. Рядом со мной некоторые поют, некоторые шепчут слова молитвы. Кто-то остановился у перил и смотрит в позднее небо, перебирая чётки. Вдруг слышу тихий внятный шёпот (словно сказку читают): «Богородице Дево, радуйся…» — за моей спиной высокий крупный мужчина (очевидно, отец) ведёт маленького мальчика за руку и неуклюже так, но старательно, шепчет своему ребёнку сокровенные слова… Ударяют в колокола.
Я всё ещё иду вдоль Канавки. Четвёртый удел Богородицы — как вот это ощутить? Не знаю. Но спешить не хочется — хочется просто, чтобы эта дорожка продолжалась. Хочется плакать, чтобы слёзы капали на ночную траву — завтра здесь обязательно пройдёт Дева Мария и все скорби и чаяния наши узнает.
Как всё легко списать на сентиментальность и дикость. После смерти преподобного Серафима в монастыре постоянно жили блаженные старицы — по меркам внешнего мира, они вели себя совершенно невразумительно и дико, но к ним приходили за духовным советом со всего Русского государства… В ближайшей деревне Пузо (ныне Суворово) жила юродивая Евдокия со своими тремя келейницами — их ненавидели и любили, их расстреляли, как врагов народа, почти 95 лет назад, но они помогают страждущим до сих пор. «Дивен Бог во святых своих!»
Конечно, хотелось бы пробыть здесь и два, и три, и четыре дня — чтобы, в полной мере отдохнуть от верного вектора жизни мира, скинуть с себя весь этот хлам здоровой меркантильности, нормального цинизма, жизненно необходимых амбиций — чтобы, перекрестившись, с головой окунуться в Дивеево, как в источник того самого безумия Христа ради, о котором говорит нам Апостол. Но мы возвращаемся скоро. Впрочем, что мешает нам быть настоящими бесстрашными православными христианами и вне стен монастырских?..
Преподобный отче Серафиме моли Бога о нас!
| Проголосовало: За - 32, против: 3. Общий рейтинг: 29 |
|