Публикации

Человек простой, истинный

Дата: 06.07.2024

Просмотров: 25914

Современники говорили, что святой Герман столько же высок умом, сколько ростом, и жизнь его чистая и святая. Словно наседка согревал он каждого приходящего в Успенский монастырь, оделяя нуждающихся по их нуждам. Паства, собранная им в стране Казанской, была его славой и радостью.

Строитель Свято-Успенского Свияжского монастыря, выдающийся миссионер и просветитель Герман, архиепископ Казанский, принадлежал к древнему боярскому роду Садыревых-Полевых, ведущего свое начало от смоленской ветви Рюриковичей. Родился будущий святитель около 1505 года под Тверью в городе Старице и по рождении крещен был Григорием.

На двадцать шестом году жизни он принял монашество в Иосифо-Волоколамском монастыре, с которым бояре Полевы имели давние связи: на его созидание они жертвовали свои волоколамские вотчины, постригались здесь, имели в его ограде родовую усыпальницу.

В обители инок Герман вел строгую подвижническую жизнь, сочетая молитву и пост с изучением Священного Писания и переписыванием книг, чем он занимался под руководством игумена Гурия (Руготина), будущего первого архиепископа Казанского и Свияжского. В 1551 году отец Герман был поставлен игуменом Успенского монастыря в Старице, однако вскоре — в 1553 году, — передав свою должность первому Патриарху Московскому и всея Руси, возвратился в Иосифо-Волоцкий монастырь к любимой им уединенной жизни. В том же году святой принял участие в Соборе по делу еретика Матфея Башкина, отрицавшего веру в Святую Троицу и церковные таинства. Осужденного Башкина отправили для вразумления в Иосифо-Волоцкий монастырь, где под влиянием святого Германа он раскаялся в своих заблуждениях.

3 февраля 1555 года в Москве по совету святителя Гурия положили архимандриту Герману быть настоятелем нового Успенского монастыря в Свияжске, учреждаемого с целью распространения христианства в Казанском крае. Дело миссии под руководством святого Германа успешно развивалось, и Успенский монастырь скоро превратился в один из самых значительных и влиятельных русских монастырей.

В 1563 году святитель Гурий скончался, и архиепископом Казанским по единодушному решению Собора стал архимандрит Успенского Свияжского монастыря Герман. В Казани святитель Герман продолжил труды своего предшественника на архиерейской кафедре по укреплению Православия. Он заботился о благополучии паствы, строил храмы, заводил школы, основал Иоанно-Предтеченский монастырь, благоустроил Зилантов монастырь-усыпальницу, где покоились русские воины, павшие при взятии Казани. Спустя два года, в 1566 году, царь Иоанн Грозный вызвал святого в Москву, чтобы поставить главой Русской Церкви — митрополитом Московским и всея Руси.

Князь Андрей Курбский рассказывает, что святитель Герман долго отказывался принять сан митрополита, но царь с Собором «принудили» его. В это время в стране начинались опричные репрессии, и святой Герман в одной из бесед с царем умолял его оставить жестокости и вести чистую личную жизнь. Царь смутился, пересказал речи своего собеседника приближенным и просил совета. Алексей Басманов отвечал: «Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря». Царь согласился с таким мнением. «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», — сказал он архиепископу и приказал изгнать его с митрополичьего двора, оставив в Москве под надзором.

Умер святитель Германа мученически, хотя по официальной версии — от «морового поветрия». Князь Курбский сообщал, что святителя задушили или отравили через два дня после увещательной беседы с царем. Наиболее достоверным представляется рассказ «Жития митрополита Филиппа», согласно которому святитель Герман погиб в своей келье от руки опричника за то, что единственным из архиереев выступил в защиту митрополита Филиппа, когда царь требовал его осуждения. Эта версия подтвердилась в 1888 году, когда переоблачали мощи святителя и обнаружили, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее».

Похоронили святителя Германа в Москве в церкви Николы Мокрого в Зарядье (снесена в 1960-е годы при строительстве гостиницы «Россия»). В 1591 году обрели его мощи и в следующем году перенесли их в Свияжск. По окончании русской Смуты в Успенский монастырь хлынули потоки паломников, началось общероссийское почитание святителя Германа, были составлены его житие и служба. До закрытия монастыря в келье праведника сохранялись его икона Богоматери, печка и слюдяной фонарь, а в Успенском соборе — иглы, нитки, наперсток и богослужебные принадлежности, которыми пользовался славный подвижник, слушавший «более Бога, нежели человеков».

Память святителя Германа Церковь отмечает 6 ноября (19 ноября по новому стилю). В Свияжской обители празднуются также день перенесения его мощей из Москвы в Свияжск 25 сентября (8 октября) и день перенесения мощей святого из алтаря на средину храма 23 июня (6 июля).

Сергиевская трапезная церковь — место упокоения мощей святителя

Двухэтажная каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была построена на месте деревянного Сергиевого храма 1551 года и, по свидетельству надписи на закладном камне, освящена в 1604 году митрополитом Казанским Ермогеном, будущим Патриархом Смутного времени. Однако сходство храма с Никольской церковью Успенского монастыря позволило некоторым специалистам высказать предположение, что Сергиевская церковь той же артелью псковских мастеров, что строила Успенскую обитель, не позже 1570-х годов, а 1604 год — дата ее «обновления». Как бы то ни было, храм преподобного Сергия — самое древнее каменное сооружение Троице- Сергиева и Иоанно-Предтеченского монастырей.

Церковь построена из хорошо отесанного белого камня. Размеры блоков — 5 вершков в высоту (22,25 см) и от 6 до 12 вершков в длину (от 26,7 до 53,4 см). Надо заметить, что сооружение Сергиевской церкви пришлось на конец эпохи собственно каменного строительства, перед самым началом «кирпичного узорочья». При этом позднейшие кирпичные перестройки не коснулись храма. Его стены — гладкие, декоративных украшений он лишен. Красота здесь особого рода: строгая, аскетическая — создает ее сам камень.

Большой редкостью для русской церковной архитектуры является отсутствие алтарных апсид: храм обрывается на востоке совершенно ровной стеной. Изначально церковь венчалась шатром, а не куполом, — таким образом, весь ансамбль Троице-Сергиева монастыря представлен двухшатровым.