Публикации

Среда средопостная

Дата: 30.03.2022

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 15382

Ну вот, мы и добрались до середины поста. Среда четвертой седмицы, находящаяся на «экваторе» Великого Поста сейчас фактически ничем не выделяется из череды будних дней Великого поста, ну, разве что чином поклонения Кресту, который совершается в эту неделю четыре раза: воскресенье, понедельник, среду и пятницу. На данный момент эта среда — как бы отголосок Крестопоклонной недели, и все… Но история середины Поста очень интересна и, в свое время эта среда выделялась в череде Великого Поста.

Среда Крестопоклонной недели — это древнее западное начало Великого Поста. Именно тогда — на три недели позже последующей практики — начинался пост на Западе в IV-V веках. Но ведь и город Константинополь — это, первоначально, город Римской культуры. Построенный, как новая столица империи, город Константина впитал в себя традиции Рима с рождения. Известно, что еще через два века после освящения Константинополя, часть горожан говорила на латинском языке и даже традиция чтения Евангелия на разных языках на Пасхальном богослужении пришла к нам из столицы империи, где длительное время сохранялось греко-латинское двуязычие горожан.

Значение крестопоклонной среды сохранялось в Константинополе очень долго. Послеиконоборческий Типикон Великой церкви (церкви Софии Константинопольской — Айя Софии) устанавливает на этот день начало оглашения крещаемых. Следом этого является появляющаяся с этого дня особая ектения об оглашенных на Преждеосвященных литургиях. Данная ектения по современному Уставу возглашается на всех Преждеосвященных, начиная от среды Крестопоклонной недели. Пока диакон возносит прошения ектении: «Вернии, о иже ко святому Просвещению готовящихся братиях и спасении их, Господу помолимся. Яко да Господь Бог наш утвердит их и укрепит, просветит их просвещением разума и благочестия, сподобит их во время благопотребно бани пакибытия (купели возрождения, т.е. крещения в воде — прим. автора), оставления грехов и одежды нетления, породит их водою и духом, дарует им совершение веры, сопричтет их святому Своему и избранному стаду». Священник читает молитву о готовящихся ко святому Просвещению: «Яви, Владыко, Лице Твое на иже ко святому Просвещению готовящихся желающих греховную скверну оттрясти: озари их помышление, извести их в вере, утверди в надежди, соверши в любви, уды честны Христа Твоего покажи (покажи достойными членами Тела Христа Твоего — прим. автора), давшаго Себе избавление о душах наших». По старой традиции эта ектения возглашалась и на полных литургиях, т.е. в субботу и воскресенье. Отсюда особый праздничный статус Крестопоклонной среды. Например Студийско-Алексиевский устав, принятый в Киево-Печерском монастыре в 1081 году Феодосием Печерским, предписывает есть в этот день рыбу! И лишь с падением практики оглашения и забвением того, что эта среда значит, ее значение упало до обычной будничной среды.

Мы привыкли к тому, что Великий пост длится 7 недель, но в IV-V веках количество дней Великого поста было различным: в Иерусалиме постились 8 недель (по данным свт. Кирилла Иерусалимского и паломницы Эгерии); в Александрии — 6 (об этом прямо говорит свт. Афанасий Великий); В остальных восточных регионах постились 7 или 8 недель; а вот в Риме — 3 (так пишет Сократ Схоластик, который подтверждает и 6-недельный пост в Египте). Трехнедельный пост подтверждается и другими римскими источниками. Когда впоследствии в Риме переходят на 6-недельный пост, следы старой традиции сохраняются. При этом в Риме есть еще одна особенность — начало поста со среды. В письменных источниках эта особенность фиксируется в VII веке, но возникла, весьма вероятно, раньше. Три недели, плюс предваряющие несколько дней, со среды — Средопостная среда, или Преполовение поста (оба названия весьма часты в византийских и древнерусских источниках), или Крестопоклонная среда (а вот это — уже новообразование).

Средопостная среда — это совершенно особый день. У него особый устав поста, даже в нашем современном Типиконе под этим днем помещено рассуждение автора XVII века, что нельзя в этот день разрешать пост. Зачем такое замечание — ведь это и так очевидно. Значит еще была жива практика выделения этого дня во время поста. В Студийско-Алексиевском и других Типиконах этот день имеет послабление поста. Именно среда, а не воскресенье. И именно в этот день в Константинополе начиналось оглашение, а когда-то в этот день начинался сам пост, отчего до сих пор сохраняются следы в богослужении.

Песнопения доиконоборческой традиции (иерусалимской) для 3-й недели поста известны. В них нет ничего ни о середине поста, ни о Кресте. В них есть лишь тема о мытаре и фарисее (это, кстати, тема отдельного исследования — прим. автора). И в Иерусалиме, и в грекоязычном богослужении Константинополя (кондаках Романа Сладкопевца) — 3-я неделя поста была Неделей о мытаре и фарисее. При этом среда уже была Преполовением поста. Память Кресту появляется позднее, и пришествие этой новой темы вытеснило старую тему о мытаре и фарисее на подготовительные недели перед Великим Постом. Поэтому когда появляется память Креста (кстати, почему эта память появилась, тоже нет однозначного ответа, вполне вероятно, что одним из побудительных мотивов появление памяти Креста могло быть отвоевание великой реликвии из персидского плена, которое пришлось на 629-630 годы, — исследователи разняться в оценках года и даты, но есть мнение, что возращение Святыни произошло 21 марта 629 года), в Типиконе Великой Церкви поклонение Кресту как-то увязывается с уже тогда реально не существовавшим оглашением, не он как таковой образует середину поста, а уже существующая середина поста с ним как-то согласуется. Отсюда и появляются в Триоди Постной песнопения, обыгрывающие Крест и середину поста…

Ну и в конечном итоге, Средопостие совсем потеряло свой статус, сейчас никто не ценит Крестопоклонную среду как таковую, для всех это просто реплика к службе Крестопоклонной недели.