Публикации

Не от мира сего

Дата: 11.06.2020

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 25240

Святой исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский

Ежедневно работники медицины сталкиваются с человеческим страданием и болью. Больные приходят к людям в белых халатах, несут им все свои беды, несчастья, свою боль и опасения, страхи и надежды, доверяя медикам всего себя, вручая самое дорогое — жизнь —  в их могучие, умелые руки. Добрый и мудрый пастырь, врач-хирург митрополит Антоний Сурожский говорил:

«Когда я впервые оказался в больничной палате, меня потрясло одно: вера пациента в то, что врач к нему отнесется с благоговением и целомудрием. Потому что он верит в добротность врача, человек, который обычно свою плоть закрывает от чужого взора, разрешает врачу видеть свое тело, прикасаться к телу. Этот момент делает возможной встречу на таком уровне, на котором иначе нельзя встретиться».

Действительно, между врачом и пациентом в идеале должны сложиться такие отношения, чтобы больной смело доверил человеку в белом халате все тайные переживания души и личные моменты своей жизни, которые и близким-то не всегда поведаешь. За недолгие годы учебы мне пришлось слышать о жизни разных людей: они жаловались, плакали, крепились, трудились, боролись со своей болезнью, надеялись, они рассказывали многое о себе, они говорили, и им, пусть ненадолго, но становилось легче.

Профессор Войно-Ясенецкий с медицинским персоналом госпиталя (1942 г.)

Теперь понятно, почему многие медицинские работники со временем становятся нервными, гневливыми, равнодушными к чужой беде — все по причине «профессионального выгорания», потому что тяжело для любого человека, душа которого не подкреплена помощью Божьей, верой и душеспасительными Таинствами Церкви, выслушивать и сочувствовать бесконечному потоку людей. Как бороться с цинизмом и жесткостью многих медиков, позорящих все медицинское братство? Я не знаю, но уверенна лишь в одном, что примером для людей этой профессии должны служить те, кто знаниями, своими нравственными качествами, моралью — поднялся намного выше современных врачей. Одним из таких величайших деятелей XX века является Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий — замечательный хирург, гениальный врач, но навеки вошедший в историю как архиепископ Лука — человек, посвятивший свою жизнь Богу и претерпевший гонения и ссылки за Христа.

«Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера», — писал Валентин Феликсович сыну Михаилу.

Этот человек известен каждому православному, как святитель, исповедник святой Лука (Крымский), но немногие знают о его вкладе в развитие медицины, ведь без него медицина, которую мы сейчас знаем (не побоюсь это утверждать) была бы совершенно иная.

Еще в медицинском институте он проявил все свои гениальные способности, преуспевал в изучении анатомии: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». После выпускных экзаменов, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении стать земским врачом: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом». В 1908 году святой Лука уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, где занимался анатомической практикой в Институте топографической анатомии. Он провёл колоссальную работу: прочёл более пятисот источников на французском и немецком языках, при том, что французский ему пришлось учить с нуля, и результатом работы стала книга «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. Регионарная анестезия — самая щадящая по сравнению с местной и общей анестезией, однако — самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. Но это была далеко не единственная его научная работа, а «Очерки гнойной хирургии» до сих пор являются настольной книгой многих хирургов.

Святитель вёл активную хирургическую практику и способствовал основанию в конце лета 1919 года Высшей Медицинской школы, где преподавал анатомию. Профессор боролся с эпидемией брюшного тифа, кори и натуральной оспы — инфекций, унесших с собой жизни десятки тысяч больных. Его удивительный талант в хирургии проявился в выполнении сложнейших операций, лечении проникающих ранений с повреждением внутренних органов, предотвращении слепоты при трахоме и катаракте и многих других. Святой Лука не отказывал никому и никогда, даже в самых тяжелых видах хирургических вмешательств, всегда под его гениальными руками происходило чудо. «У меня хорошо натренированные пальцы, — сказал однажды святитель Лука после одной из операций. — Если мне дадут книгу и попросят прорезать скальпелем строго определенное количество страниц, я прорежу именно столько и ни одним листком больше». А когда ему была принесена стопка папиросной бумаги, он ощупал ее плотность, остроту скальпеля и резанул. Пересчитали листочки — порезано было ровно пять, как и просили.

Но исцеляет святой врач-хирург и поныне, если человек с верой и молитвой обращается к нему. Совсем недавно произошел чудесный случай: одну женщину уже давно мучил большой фурункул на спине, приносящий нестерпимые мучения. Его несколько раз вскрывали, дренировали, но он никак не исчезал. «Не могу больше, устала уже от этих операций!», — подумала женщина и  направилась со своей жалобой прикладываться к иконе с частицей мощей святого, которая находилась тогда в Свято-Вознесенском соборе. Всю дорогу потом от храма до дома фурункул болел так, словно его вскрывали и внутри чистили, боль была до того сильная, что не было сил даже думать. Но дома женщина обнаружила, что на месте фурункула осталось лишь красное пятно, отек спал, все рассосалось. Конечно, милосердный врач не мог не помочь ей, ведь он, как настоящий хирург от Бога и добрый пастырь, помогает всем, и независимо от вероисповедания!

Святой исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) показал своим потомкам-медикам нравственный пример милосердного врача, для которого на первом месте всегда были пациенты. Когда к нему приходил больной, он видел прежде всего в нем человека — личность, ради которого Сам Господь Иисус Христос предал Себя на смерть. «Для хирурга не должно быть «случая», — говорил он, — а только живой страдающий человек». Хочется верить, что по молитвам небесного покровителя врачей, современные медики укрепятся в своей нелегкой профессии и получат духовные силы в борьбе за жизнь и здоровье больных — тех, кого им доверил Сам Бог.