Публикации

Источник воды живой

Дата: 26.01.2022

Автор: Протоиерей Александр Андриевский

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12640

Между днем рождения Спасителя и его крещением, в жизни прошло тридцать лет, а в событиях церковного праздничного круга, совсем немного времени. Происходит это потому, что в древности это был один праздник — Богоявление. До сих пор в праздновании этих событий существует много общего. Но существуют и индивидуальные черты.

Итак, что мы знаем о Крещении Господнем? Во время правления кесаря Тиверия жил в Иудейской пустыне некто Иоанн ссс аскет и подвижник. Его пищей служили саранча и дикий мед, а облачен он был в одежду из верблюжьего волоса. Темой его проповеди было покаяние, необходимое для принятия новой жизни с Христа. Символом покаяния служило омовение в водах реки Иордан. «Покайтесь, и да крестится каждый!» — восклицает Иоанн. Сначала покаяние — как решительный отказ от грешной жизни, затем погружение в воды Иордана. Человек выходил из Иордана, как бы заново родившись, через это крещение он оказывался членом нового Божьего народа, спасаемого народа. Вот что означало крещение Иоанново.

У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, потому Он и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения.

Эти воды, в которых покаялись и очистились столько людей, стали уже поистине мертвыми водами. И Господь, в своем крещении, берет на свои плечи весь ужас человеческого греха, всю бездну человеческого падения, чтобы пригвоздить их потом ко кресту и омыть своей кровью. Тут Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом.

Погружаясь в воды Иордана, Господь, будучи безгрешным, тотчас восходит от воды, как говорит Священное Писание. Об этом «тотчас» церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды, отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Потому праздник Крещения Господня и называется Богоявлением, что Бог явил себя миру как Троица: Бог Отец — как голос с неба; Бог Сын — как человек; Бог Дух Святой — в виде голубя.

Вода, освященная в этот день в храмах и источниках, называется великой святыней, и Церковь призывает нас иметь её в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам так благоговейно, трепетно. В особенности это ощущает наш народ, по слову русского историка А. В. Карташева, «Ни один из народов, крещенных греками, кроме русских, не воспринял с такой силой этого как бы физически ощутимого присутствия Бога в тварных, материальных, но благодатно преображенных церковным освящением вещах. Русский в храме, прикасаясь к каждой точке, ощущает как бы бегущие повсюду электрические токи божественной силы и святости». В особенности это касается Богоявленской (Крещенской) воды. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

(Р)