Публикации

Заброшенные храмы Казанской епархии

Дата: 19.11.2021

Автор: Диакон Алексий Комиссаров

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 16955

Вниманию читателей предоставлен краткий очерк о Свято-Троицком храме в селе Татарские Челны. Второе название села было Рождественские Челны. У храма удивительная сохранность для заброшенного храма, сохранились даже кресты на куполах. Также у храма богатая история: среди священнослужителей предки известного краеведа Ф.Кудрявцева, а также представители духовенства, пострадавшие за веру в годы репрессий. В настоящее время храм находится на территории Закамского благочиния Казанской епархии. Целью публикации служит желание автора привлечь внимание неравнодушных людей к проблеме утраты православного памятника и сохранения его для потомков.

В 15 верстах от города Елабуги, по правую сторону трассы Елабуга-Ижевск, на берегу небольшой речки Челнинки, притока Тоймы, расположено село Татарские Челны, одно из древнейших и красивейших сел Менделеевского района. На территории села возвышается большой храм из красного кирпича, построенный в классическом стиле, в виде корабля, медленно плывущего по бескрайним полям.

Обращает на себя внимание удивительная сохранность этого заброшенного храма. Несмотря на то, что его состояние не поддерживалось уже многие десятилетия, у храма прекрасно сохранилась трехъярусная звонница и почти полностью цел центральный купол.

Согласно историческим сведениям, Свято-Троицкий храм был построен на средства прихожан и Воткинского завода, к которому было приписано село. Примерно половину прихожан составляли татары-кряшены. В храме находилась почитаемая жителями Елабужского уезда икона Божьей Матери «Скоропослушница», в праздник этой иконы, 9 ноября, в село сходились сотни богомольцев.

Крыша церкви была крыта железом. Храм трехпрестольный, с центральным приделом Святой Троицы, и боковыми приделами, освященными — левый в честь Рождества Христова, правый — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По штату при церкви положены священник, диакон и псаломщик. Интересно, что село Татарские Челны имело также и второе название — Рождественское.

Приход в селе Татарские Челны был известен намного раньше. Так сохранились храмозданные грамоты (указы о построении церкви), в частности в Гос.архиве Кировской области имеется грамота Казанского Митрополита Сильвестра от 20 мая 1731 «о построении в Елабужском уезде, в деревне Челнах вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Т.е. это уже был не первый деревянный храм в Челнах. В грамоте говорится о том, что «12 мая 1731 года староста деревни Челны Федор Федосеевич Штенников, выборной Сергей Константинов, староста деревни Мунай — Василий Иванов, деревни Гришкино — Осип Васильев», обратились с «Божьей милостью к Великому Господину Преосвященнейшему Сильвестру» о строительстве церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Челны». Дело в том, что до XIX века в России в основном велось строительство деревянных храмов, которые быстро ветшали и требовали или обновления или сноса и постройки новых. Так скорее всего было и в селе Татарские Челны.

В 1815 году жители Рождественских Челнов и прихода вновь обращаются за разрешением о строительстве уже новой каменной церкви, в честь Живоначальной Троицы с двумя теплыми приделами. Разрешение было дано, и строительство каменной церкви было завершено уже в 1825 году.

Небезынтересна и история самого села Татарские Челны. Как русское село с многовековой историей обрело такое название? Согласно историческим данным, на этом месте было татарское поселение. В последующем, в период колонизации края русскими, это место было обжито выходцами из близлежащего села Сарали, и видимо в память о поселении татар и по наименованию речки Челны было названо Татарские Челны.

В селе проживали государственные крестьяне. В конце XIX века было 203 двора, все поселение было русское. Мужского пола 503, женского 582 души. Всего земельных угодий 13523 десятин. В среднем на двор приходилось 17 десятин (более 21 га.). Скота крупного в среднем 3 на двор, мелкого около 7 штук. Многоземельных — 146 дворов, безземельных 22 — двора. Жители села кроме земледелия и скотоводства занимались овощеводством. Особенно славилось село выращиванием капусты (только 3-5 тысяч вилков шли на продажу). Кроме этого красили холсты у купцов Стахеевых, работали на химическом заводе Ушковых, на пристани и на мельнице. В селе работали: 3 водяные мельницы, 3 обдирки, 3 кабака, 2 школы, во время летней страды в селе действовали ясли и детский сад.

В 1859 году о Рождественских Челнах писали: «Село на возвышении, красивое место, посередине протекает река Челнинка, расположено на Елабужско-Сарапульском тракте, в двух верстах от села есть каменная гора, священник Икский живет в помещении церковно-приходской школы, дьякон Попов — на частной квартире. Земельное училище основано в 1868 году, церковно-приходская школа — в 1889 году».

В храме служили известные и малоизвестные в свое время священники. Многие имена уже забыты, а большинство известно нам лишь благодаря архивным данным. Так самыми известными представителями священнослужителей села Челны являлись представители священнической династии Кудрявцевых. Считается, что им и принадлежит основная заслуга в строительстве каменного храма. Династия священнослужителей Кудрявцевых детально изучена елабужским историком Корниловой И.В., что нашло свое отражение в множественных публикациях автора по этой теме, с одной из работ [1] которой хочется познакомить читателя: «В XVIII в. Кудрявцевы жили в селе Челны Елабужской округи Казанской губернии (только в 1780 г. Елабуга и Елабужский уезд вошли в состав Вятской губернии — И. К.). В Христорождественской церкви названного села Кудрявцевы занимали разнообразные должности церковного причта — пономарей, дьячков, дьяконов, иереев. В частности, нам известны, пять поколений священнического рода Кудрявцевых: Иван Кудрявцев (родился в начале XVIII в.), его сын Егор Иванович (1735-1790), внук Иоанн Егорович (1762-1816), правнук Филипп Иоаннович (1792-1854) и праправнук Стефан Филиппович (1815-1870).

Егор Иванович и Иоанн Егорович Кудрявцевы, не имея специального духовного образования, оставили большой след в истории села и церкви, собирая сохранившиеся в памяти народа местные предания и легенды. Оба были свидетелями страшных событий Пугачевского бунта, прошедшего волной через многие населенные пункты Поволжья. Известно, что 28 июня 1774 г. с громадными полчищами войск, состоявших из казаков, башкир и татар, Е. Пугачев подступил к Елабуге. Все окружающие город селения — Челны, Сарали, Качка и Танайка сдались самозванцу и вынуждены были принимать участие в нападениях на Елабугу.

Особых успехов в продвижении по духовной службе добился Иоанн Егорович Кудрявцев. В 1791 г. Казанским архиепископом преосвященным Амвросием он был назначен иереем Христорождественской церкви с. Челнов. Еще по указу 1722 г. церковные места являлись собственностью семьи и переходили по наследству. Сын престарелого священнослужителя являлся первоочередным кандидатом на замещение отцовского места. Подтверждением тому служат записи в клировых ведомостях Христорождественской церкви с. Челнов. Так, например, в 1798 г. причт церкви представлен родственниками иерея И. Е. Кудрявцева, унаследовавшего это место от своего отца. Пономарем был родной дядя Алексей Иванович Кудрявцев (1733 г.р.), а дьячком его сын Моисей (1761 г.р.)…

… Известно, что Егор Кудрявцев был женат на Дарье Кузьминой (Кузьминичне — И. К.) (1736-1816), дочери иеромонаха Вознесенской Седмиозерной пустыни Казанской округи… Анисья (1763 г.р.), дочь Е. И. Кудрявцева, была выдана замуж за елабужского купца Ивана Прокопьева в 1784 г., а другая дочь — Марья (1771 г.р.) в 1792 г. — за Петра Петрова, пономаря села Можировки Мензелинской округи Уфимского наместничества.

Филипп Иоаннович Кудрявцев (1792-1854) — сын сельского священника Иоанна Егоровича (1762-1816), иерея Рождественской церкви с. Челнов Елабужского уезда Вятской губернии и дочери священника г. Елабуги Никиты Ястребского Анисьи Никитичны (1762-18?)…

Многие священнослужители стремились дать своим детям духовное образование вопреки всему. В связи с этим, младшие братья Филиппа — Федор (1794-1860) и Гавриил (1804-1860) — получили возможность закончить Вятскую духовную семинарию».

Последствия кровавого переворота 1917 года не обошли стороной и село Татарские Челны. В годы гражданской войны село было и во власти отрядов Колчака, и отвоевывалось отрядами красных террористов. В 1918 году священник Свято-Троицкой церкви отец Петр Гаврилов вынужден был бежать с отступающими частями Белой армии в Сибирь. В храме служили после него прикомандированный священник отец Димитрий Дубковский, а диаконом с 1916 по 1918 год служил Игнатий Федорович Месеев, будучи уже в священническом сане пострадавший за веру и подвергшийся аресту в конце 30-ых годов. Окончательная судьба его так и не известна.

В храме служили и другие исповедники веры. Так с 1922 года в храме служил священник Кошурников Леонид Иванович, 1880 г.р., уроженец села Умяк Елабужского уезда Вятской губернии. Проживая в Елабуге он был арестован 17 мая 1931 г. и приговорен тройкой ОГПУ ТАССР 9 сентября 1931 г., обв.: 58-11, 58-12. с формулировкой «религиозная агитация, провокационные слухи» к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет концлагерей, с конфискаций имущества и высылки семьи в Северный край. Священник Леонид Кошурников был реабилитирован 21 августа 1989 г.

По сведениям за 1925 год, земли при храме состояло: под церковью 15 саж. длины и 7 саж. ширины. Пахотная и сенокосная земля в количестве 33 дес. 400 кв. саж. отошла вся во время революции во владение граждан села Татарские Челны. Квартиры раньше были, но отошли в местный Волисполком. Священник сам платил за квартиру.

Расстояние от храма до Епархиального города Сарапула 200 верст. До благочинного, который находится в селе Гари Елабужского уезда — 12 верст, до уездного города Елабуги — 15 верст. Ближайшие храмы находятся в селах Сарали, Тихоново и Тихие горы, до них по 7 верст пути.

Дальнейшие сведения о судьбе храма скудные. Антицерковная политика советской власти привела к повсеместному закрытию храмов в селах Елабужского района. По воспоминаниям старожилов, в Свято-Троицкой церкви одно время располагалось колхозное зернохранилище, а с 1960 года церковь пустовала. Подверженный всем стихиям природы каменный храм стал медленно разрушаться.

Последнее время с экранов телевизора на самом высоком правительственном уровне много говорится о сохранении памятников культуры и нашего народного наследия. К сожалению мало что делается на самом деле, особенно в провинции и в глубинке. Свято-Троицкий храм села Татарские Челны тому наглядный пример. Имея удачное расположение — на насыщенной трассе, он прекрасно виден издалека. В зоне видимости находится Новоменделеевский химический завод который динамично развивается в последние годы. А храм в селе Татарские Челны, лишившись с годами большого объема кровли, медленно разрушается. А ведь это одно из старшейших храмовых зданий нашего района, если уж говорить с культурно-архитектурной точки зрения, не касаясь духовной стороны вопроса, к сожалению все реже доступной пониманию в современном обществе.

Вместо разговоров о сохранении памятников, было бы добрым жестом выйти с инициативой на местном или федеральном уровне, чтобы в добровольно-законодательном порядке довести до сознания руководства крупных предприятий, которые в большинстве случаев лишь одним своим появлением нарушают саморегулируемое равновесие окружающего их пространства, что они должны способствовать сохранению и развитию окружающей их инфраструктуры. В некоторых случаях речь даже может не идти о полном восстановлении объектов культурного наследия, а просто об их сохранности — заделать дыры в стенах, поменять кровлю, а остальное, видя такой почин, с уверенностью можно сказать, подхватили бы заинтересованные люди. Ведь не все еще настолько равнодушны, как нам это пытаются внушить представители либеральных кругов. А такой созидательный труд на благо сохранения наших исторических ценностей приносил бы только позитивные результаты, как по отношению к делателям, так и по отношению к нашему народу, еще не утратившему способность видеть красивое и замечать позитивные изменения.

[1] Корнилова, И.В. Священнический род Кудрявцевых в Вятском крае: опыт семейного портрета / И.В. Корнилова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №7-3. С.93-97