Церковь и война
Просмотров: 9315
Русская Церковь на протяжении всей истории России всегда разделяла с народом все тяготы национальных потрясений. Вспомним, как благословлял преподобный Сергий Радонежский на ратный подвиг великого князя Димитрия Донского, как сражались в Куликовской битве монахи-воины Пересвет и Ослябя, как в заточении умер от голода священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, не признавший власть польского короля в Москве. Вспомним, как Церковь усердно молилась о победе над «дванадесятью язык» в 1812 году и полководец Михаил Кутузов просил помощи перед Смоленской иконой Божией Матери. Всегда Церковь вдохновляла своим молитвенным подвигом, организовывала сборы пожертвований, даже участвовала в ратном труде. Поэтому, когда началась Великая Отечественная война (1941-1945), Русская Церковь опять не осталась в стороне.
Неудачи в первые месяцы войны заставили Сталина обратиться к духовной сокровищнице забытой Матери-Церкви за поддержкой. Ложная атеистическая идеология оказалась неспособной противостоять «фашистской силе темной». 22 июня 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий выступил по радио с обращением к соотечественникам, в котором сказал, что наша Церковь всегда разделяла судьбу народа, и она благословляет небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Голос Православной Церкви был услышан. Власти не могли отказаться от ее поддержки, как от единственного общественного института, сохранившегося со времен исторической России. Уже с осени 1941 года изменился характер официальной агитации и тон средств массовой информации. В сентябре были закрыты антирелигиозные организации, некоторые атеистические музеи, распущен Союз воинствующих безбожников.
7 ноября, принимая парад уходящих на фронт войск, Сталин призывал их следовать примерам мужества — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Началась настоящая священная война. Русские люди вспомнили, что они — великий народ с тысячелетней историей, которую нельзя так просто и безнаказанно отметать в угаре революции и братоубийственных войн. Иначе появляется внешний враг, страшный и жестокий в своем стремлении уничтожить народ, с его верой, историей, культурой. Поэтому в тяжелейших испытаниях войны было заложено возвращение народа к православной вере, а также искупление преступлений времен революции и гражданской войны, коллективизации и пятилеток безбожия.
В 1942 году постепенно стала восстанавливаться приходская жизнь в Москве, крупных городах, прифронтовой полосе. В блокадном Ленинграде, где жил и служил митрополит Алексий (Симанский), храмы были переполнены. С того же года Церковь организовала сбор пожертвований на победу. На собранные средства была создана танковая колонна имени Димитрия Донского, верующие приняли участие в сборе средств на сибирскую эскадрилью «За Родину!» На фронтах служили полковые священники. Можно было увидеть батюшку в военной шинели, поверх которой была надета епитрахиль.
9 ноября 1942 года «Правда» опубликовала поздравительную телеграмму митрополита Сергия Сталину: «Я приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя, который ведет нас к победе, процветанию в мире и светлому будущему народов...» В период Великой Отечественной войны неоднократно происходили чудесные явления Божией помощи русскому народу в борьбе с противником.
Когда началась война, патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Митрополит Гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат) ушел в затвор и просил Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, не вкушал пищи, не пил, не спал, только стоял на коленях перед иконой Божией Матери с лампадой и молился. Каждое утро ему приносили сводки с фронтов. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия и объявила, что именно он должен передать определение Божие для страны Российской. Если все, что определено, не будет выполнено, то Россия погибнет.
Должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священников необходимо вернуть с фронтов и из тюрем и позволить им служить. Нельзя сдавать Ленинград. Надо вынести Казанскую икону и обнести ее с крестным ходом вокруг города, и тогда ни один враг не ступит на священную землю его. В Москве перед Казанской иконой также нужно совершить молебен. Икону надо привезти в Сталинград, который сдавать нельзя. Икона должна идти с войсками до границ России. Когда закончится война, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать, как она была спасена. В архивах хранятся письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву советскому правительству. Все предписанное Владыкой было выполнено, а митрополит Илия в 1947 году по личному приглашению Сталина посетил СССР.
4 сентября 1943 года Сталин встретился с первоиерархами Русской Православной Церкви. История сохранила ряд эпизодов этой встречи. Митрополит Сергий говорил о необходимости открытия учебных заведений для подготовки священнослужителей. ...Сталин любил вспоминать о своем семинарском прошлом. Он говорил, что его мать до самой смерти жалела, что он не стал священником. Все пожелания своих собеседников Сталин выполнил. 8 сентября 1943 года было восстановлено Патриаршество. Митрополит Сергий (Страгородский) был избран на Архиерейском Соборе Патриархом Московским и Всея Руси. Стали возрождаться церкви, монастыри, учебные заведения, издательская деятельность Церкви.
«О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов», — возглашала Церковь на литургии. И по ее святым молитвам русскому народу была дарована победа в той страшной войне.
(Р)
Источник: сайт Раифского мужского монастыря
| Проголосовало: За - 6, против: 0. Общий рейтинг: 6 |
|