Публикации

Православная книга в жизни современного человека

Дата: 14.03.2017

Автор: Подготовил диакон Дмитрий Аликин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 20575

Сегодня, 14 марта, отмечается день православной книги. Именно в этот день 1564 года была выпущена первая на Руси печатная книга Ивана Федорова «Апостол». Поговорим о том, что такое православная книга сегодня и какое место она занимает в жизни современного человека.

Прежде всего, нужно отметить, что такое православная литература? Православная литература — это те книги, которые настраивают человека на духовное, настраивают человека на спасение души и показывают пути духовного совершенствования.

Православная литература четко разграничивается по видам. Во-первых, это богослужебная литература, она предназначена для совершения служб. Второй вид — литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма. Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе, которая постоянно увеличивается. Можно сказать, что это самое перспективное литературное направление в Православии. Затем мы можем говорить об агиографии — жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, все, что издревле составляло атрибутику православного человека. И, конечно же, большое направление — детская православная литература. Она тоже поражает своим разнообразием и хорошо представлена в храмах и книжных магазинах.

Художественная литература в настоящее время составляет большую долю спроса. Связано это с тем, что большое количество наших сограждан находятся на пути воцерковления, очень много воцерковляется детей. Поэтому людям необходима такая литература, которая поможет войти им в церковную ограду, которая даст истины и заповеди христианства в такой форме, в какой человек привык читать в миру. Среди современных прихожан пользуется спросом такая литература, где показано преодоление страстей и грехов, где есть счастливый конец, где человек побеждает самого себя, а также литература с хорошим динамичным сюжетом. Церковь в этой области реагирует на запросы общества.

При этом нужно отметить, что не литература опускается до уровня восприятия общества, а общество поднимается по ступеням до уровня предлагаемой литературы. Несомненно, святоотеческую литературу не многие читают во всем своем объеме. Это чистое золото, но к нему нужно прийти. Но и та православная литература, о которой было сказано выше, соответствует предъявляемым ей требованием, а именно имеет направленность на духовное совершенствование человека.

Примечательно, что после советского периода многие неверующие люди при помощи православной литературы пришли в Церковь, обратились к Богу. Несомненно, знакомство в ненавязчивой форме с православной культурой незаметно подвигает человека к осмыслению своего мировоззрения. 

Если говорить о военном времени, тогда был запас богослужебной литературы, напечатанный до революции. Нужда начала возрастать в послевоенное время. Если раньше существовали частные типографии, которые могли издавать книги такого характера, то в это время все типографии были государственными, и в результате стало вводиться жесткое ограничение на возможность издания православной литературы. При Совете министров имелся Совет по делам Русской Православной Церкви, образовавшийся после войны и в каждом регионе был уполномоченный по делам религии, который отвечал за эту деятельность. Необходимо было получать особое разрешение на издание литературы, которое и так было очень ограниченным.

Сейчас мы несколько преуменьшаем роль довоенных богослужебных изданий, ведь по окончании страшной войны по ним совершали богослужения. Верующие люди настолько ценили их, что даже боялись капнуть на них свечкой. Эти книги активно использовались все советское время и примечательно то, что они сохранились до 90-х годов в относительно хорошем состоянии.

В советское время существовало жесткое квотирование. Журнал Московской Патриархии, например, издавался с очень большими перерывами в 30-е годы, затем после войны. А в 40-е годы издавались Богослужебные указания, просуществовавшие лишь несколько лет. В 50-е годы был издан сборник проповедей митрополита Николая Ярушевича, что было большим событием.

Рассказывали, что при посещении иностранной делегацией монастыря или храма, совершенно внезапно туда ввозилась партия Нового Завета. Он стоил 15 рублей — очень большие деньги по тем временам, но, не смотря на такую сумму, наши верующие расхватывали Священное Писание. Это был мнимый показ того, что в нашей стране есть право на свободное вероисповедование. А ведь мы знаем, что Новый Завет являлся полузапрещенной литературой и на границе арестовывались партии этой Священной книги. К сожалению, таковы были реалии того времени.

Если богослужебные книги, хоть и в ограниченных тиражах, издавались, то об издании просветительской, богословской, художественной литературы не могло быть и речи. А та литература, которая начала появляться в 90-е годы являлась, в основном, репринтной.

Также стоит разделить понятия — литература о Православии и православная литература. Ведь в советское время тоже издавали литературу о Православии, только она была идеологизирована. Так что не вся литература о Православии является православной.

Даже если говорить о современности, то сегодня тоже стоит вопрос о жестких критериях, является ли литература действительно православной. Сейчас при Издательском совете Русской Православной Церкви введена некая цензура, то есть одобрение тех или иных православных книг. Гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» удобен для церковных лавок, потому что многие приходы не всегда могут самостоятельно отобрать качественную православную литературу. Часто попадается не совсем православная литература. Вы можете задать вопрос: что значит не совсем православная литература? Дело в том, что на обложке книги могут использоваться некие православные символы, фотографии церковного характера, иконы, но при этом содержательно книга бывает очень далека от Православия.

Существуют такие понятия как ересь, раскол. К сожалению, еретическая литература существует, и она даже пытается пролезть в церковную лавку. И при этом не всегда даже священник может сразу определить качественность книги, ведь для этого нужно прочитать ее целиком. Поэтому Издательский совет предпринимает очень правильные шаги. Это очень сложная работа и должно пройти несколько лет, прежде чем достаточно большое количество православных изданий будет иметь этот гриф.

Еще можно заметить тот факт, что православная литература очень редко попадает на лавки светских книжных магазинов, которые более доступны нашим гражданам. Бросается в глаза достаточно небольшой выбор православной литературы, а также ее невысокое качество, попадаются книги и с еретическими текстами. Работники книжных магазинов в силу своей некомпетентности пропускают такую литературу. В связи с этим можно посоветовать православную литературу покупать в храме. Ведь в любом храме непременно осуществляется хоть какой-то отбор и цензура литературы.

Обратимся к тем плюсам, которые мы приобрели с возникновения книгопечатания. Несомненный положительный факт заключается в том, что книг стало больше. Когда Эразм Роттердамский напечатал в XV веке свою знаменитую Библию в 1000 экземпляров, это произвело фурор в христианском мире. А в настоящее время такой тираж имеют небольшие издания. Литературы сразу стало много. Изобретение книгопечатания — это информационная революция, когда информация стала распространяться значительно быстрее. С другой стороны начало книгопечатания приводит и к определенным проблемам, которые у нас в XVII веке вылились в старообрядческий раскол. Одним из главных поводов для этого послужил вопрос: по каким книгам при печатании сравнивать богослужебные тексты. Нужно ли соотноситься с греческим текстом или только со славянским? Старообрядцы считали, что нужно было использовать только те книги, которые были составлены на основе славянских текстов. Ведь когда книга издавалась, она превращалась в норму, на которую нужно было ориентироваться, поэтому было важно, чтобы не просочились какие-либо искажения. При дворах существовали целые справщики, занимающиеся сверкой текстов. Долгое время книгопечатание находилось под контролем государства.

За те сто лет от первой книги «Апостол» до старообрядческого раскола наша страна пережила бум книгопечатания, книгопечатание было очень развито. А после раскола в течение пятидесяти лет пришлось долго выходить на прежний уровень. Наш русский человек изначально очень любил книгу. Перед расколом мы достигли высочайшего уровня понимания книги и отношения к ней.

С чего же нужно начинать православное чтение человеку, который до этого в руках ничего не держал? Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных пастырей, о том, как они открыли для людей Бога. К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, архимандрит Тихон (Шевкунов). Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нем, но мало кто занимается его чтением, а ведь это — основа христианства.

Заметьте, на что ориентирован современный потребитель, что предлагает нам реклама? Она убеждает в том, что получив тот или иной товар, в результате мы избавимся от лишних усилий и труда, каких-то внутренних затрат. А православная книга — дело весьма затратное с духовной точки зрения. Книга предлагает людям, которых отучили трудиться, потрудиться, Православие вообще предлагает всем людям духовно потрудиться над собой. Этому учит и православная литература, и церковные богослужения, и проповедь. А если человек не преодолеет себя, то ничему он не сможет научиться и ничего не достигнет.

К книге православной приходит тот, кто нуждается в ней и находит ответы на свои вопросы. А нахождение ответов порождает в человеке духовную радость. Сам Бог открывается через чтение текстов.