Публикации

О Шестопсалмии

Дата: 26.06.2024

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 15540

Шестопсалмие — одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. О важности этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что шестопсалмие читается на каждом утреннем богослужении, исключение составляет только Светлая Пасхальная седмица.

А между тем с началом шестопсалмия у нас начинается часто в храме движение. Некоторые считают шестопсалмие почему-то не заслуживающей особого внимания частью богослужения, а некоторые, правда, очень немногие, рассматривают его как какой-то антракт между концертными частями всенощной, которым можно воспользоваться для того, чтобы выйти из храма.

Шестопсалмие в его настоящем виде вошло в церковное богослужение не ранее VII-го века. О нем говорится в уставах различных монастырей (например, Студийском), упоминается Иоанном Мосхом (автором «Луга духовного») и Софронием, патриархом Иерусалимским в описании утрени VII века на Синае и в Палестине. Как указывают некоторые толкователи, «Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась в древности на бдении». Кем было установлено Шестопсалмие, остается неизвестным. Загадку представляет также вопрос, почему из 150 псалмов выбраны именно указанные. Однако, следуя православной традиции, можно утверждать, что выбор этот не случаен, он осуществлен Самим Духом Святым и несет в себе глубокий духовный смысл.

Ввиду важности шестопсалмия церковный устав поручает его читать предстоятелю или кому-либо из старших клириков. А чтобы не развлекалось внимание молящихся, перед шестопсалмием освещение храма сокращается до минимума и на шестопсалмии совсем отменяются поклоны, даже и на «Аллилуиа» после трех первых псалмов: пред началом полагается крестное знамение без поклона и затем уж только по окончании всего шестопсалмия, при заключительном «Аллилуиа», — три поклона.

Устав церковный делает нарочитые указания о том, как должно вести себя во время шестопсалмия. «Когда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушать прилежно: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших» (Типикон, гл. 9).

«Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо. И не имеет кто власти шепть творити (разговаривать хотя бы шепотом), ниже плюнути или харкнути (кашлять) но паче внимати от псаломника (т.е. читающего псалмы) глаголемым, руце имущи согбены к груди, главы же преклонены и очи имуще вниз, сердечными очями зряше к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон, гл. 49, понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Так серьезно смотрит христианская Церковь на чтение шестопсалмия, этого «собеседования души с Богом».