Вспоминая мучеников
Просмотров: 9093
Дорога праздника Рождества Христова буквально выстлана днями поминовения большого количества мучеников, пострадавших за Господа нашего Иисуса Христа: 9 января Церковь вспоминает первомученика архидиакона Стефана — первого из людей, погибшего непосредственно за проповедь о Христе; 10 января в храмах вспоминают 20 тысяч христиан, которые приняли смерть за свою веру в Никомидии во времена римских гонений; а уже следующий церковный день посвящён памяти 14 тысяч невинных младенцев, которые были убиты царём Иродом вскоре после Рождения на свет Спасителя, и тем самым стали, по сути, первыми мучениками за Христа.
Отчего такое внимание мученическому подвигу? Не потому ли, что и Сам Господь прошёл через страшные мучения? А, кроме того, не означают ли эти дни, что мученичество вообще свойственно жизни христианина? Нет-нет, речь не о болезненном самоистязании, или какой-то вечной депрессии и тому подобное! Просто сама жизнь христианская немыслима без самоотречения. Христианин враг миру — сам мир не мыслит его своим другом; он для мира личность неудобная, и, конечно же, по логике этого мира, всякого христианина надлежит принудить к отречению от веры. Вот и всё, и по-другому не бывает. Просто эти испытания у каждого разные: иной, как никомидийские мученики, встаёт перед буквальным выбором «жизнь или вера», а кому-то просто приходится выбирать, например, между своей христианской совестью и выгодой, которая требует «всего лишь» этой самой совестью поступиться.
Кто-то скажет: «Что же это за вера у них такая грустная, приводящая человека на мучения?!» Однако, тут, конечно, ключевое слово «вера», степень которой и определяет бесстрашие человека. Вспомним архидиакона Стефана, ясно увидевшего Господа на небесах, и потому перед лицом смерти, просившего Бога не об избавлении от страданий, а только о прощении своих убийц. Вспомним мучеников никомидийских: их было двадцать тысяч! Они все плечом к плечу стояли в подожжённом язычниками храме и думали только о том, чтобы успеть принять Крещение и причаститься, чтобы из этого пламени вместе со своими братьями и сестрами шагнуть в блаженную вечность. А что же Вифлеемские младенцы? Ведь они не стояли перед выбором… Но тут уж мы видим всю ненависть мира, которой он пылает по отношению ко Христу, и что этой ненависти не избежать ни одному настоящему христианину. Но при этом, пример Вифлеемских младенцев ясно показывает нам, что мир бессилен в отношении Господа и Его учеников, ведь убиенные младенцы, вопреки желанию Ирода, сподобились даже лучшей участи — они, минуя все соблазны мира (которые без сомнения их ожидали) сразу же приняли венцы святости.
На первый взгляд история христианского мученичества должна бы напугать человека. Но это только на первый взгляд. Ведь что такое мученичество? Это же не навязчивое желание себе смерти — нет. Мученичество — это такое желание быть со Христом, ради которого человек может отказаться от всего: от комфорта, от сытости, от общественного мнения, от привычек, от спокойной жизни, от сна — от всего себя ради Христа. Как ещё это объяснить? Это просто любовь, которая уже ничего не боится. И, наверное, именно к этой любви ко Христу призывает нас Церковь в эти святые дни, когда Бог по любви Своей к человеку, настолько к нему приблизился, что сам стал Человеком.
(Р)
| Проголосовало: За - 3, против: 0. Общий рейтинг: 3 |
|