Дорожите временем
Просмотров: 11847
Новогоднее послание из далёкого XIX века со страниц журнала «Уфимские епархиальные ведомости» за 1889 год
«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 15,16)
В то время, когда обычай требует приносить друг другу поздравления с Новым годом и желания счастья, что приличествует сказать с этого священного места служителю вечного Слова? — Ему предстоит, вместе с Апостолом, возвестить истину, может быть, неприятную, но ясную, как день, и спасительную: «Дние лукави суть, блюдите убо, како опасно ходите… искупующе время» (Еф. 5, 15,16).
Непрочны дни нашей жизни; быстро ея течение. Год за годом проходит, как день за днем, как час за часом. Лишь в будущем представляется нам продолжительным время; но когда обратишься назад, чувствуешь, как быстро оно улетает, и с ним увядает все, что восхищало нас в жизни. Бывает часто так, что тот, кто незадолго удивлял телесною силою, крепостию здоровья, — или в могиле, или на смертном одре. Кто восхищал красотою, покрыт морщинами. Кто изумлял деятельностью, едва даст о себе знать чем-либо. О ком недавно гремела слава, того уж нет, и память о нем прешла. Кто удержит льющийся поток времени? Кто воспротивится его сокрушительному действию? Вот, что предстоит нам напомнить вам в день Нового года! Наступающий год более приближает нас к смерти, и, кто знает, может быть, это будет последний год нашей жизни?
Итак, что прошел старый год, и наступил новый, есть ли тут чему радоваться, с чем приветствовать друг друга? Есть, конечно: мы можем благодарить всеблагий Промысл за прошедшия милости, излитыя Им на нас. Видя обыкновенный возврат солнца к лету, встречая новый год, продляющий бытие мира и приносящий прежние дары Божественной милости, мы должны радоваться этому, как доказательству неизменной к нам Благодати Божией; мы можем приветствовать с этим друг друга… Но при этом приходит на ум: для нас ли готовятся эти новые дары благости Божией? Будем ли мы ими пользоваться? Доживем ли до встречи еще нового года? Увы, не найдется среди нас ни одного, кто с уверенностью мог бы на эти вопросы отвечать о себе утвердительно; и всего важнее то, что мы не знаем, для кого именно сей год будет последним в его жизни. Отсюда, что следует? Следует извлечь одно нужное правило для всех, — и для тех, которым действительно наступающий год будет последним, и для тех, которым Господь определил долгую жизнь: правило пользоваться данным нам временем неопустительно и благоразумно.
Необходимость этого правила все мы более или менее чувствуем. Но как нужно пользоваться временем, это не все понимают правильно; и поэтому нам нужно сказать об этом несколько слов.
Если бы с последним годом оканчивалась жизнь человека совершенно, то человек, со всеми его замыслами, предприятиями и радостями, был бы не более, как игрушка случая; — и жить значило бы действовать без размышления, без оглядки, по одним животным побуждениям; если благоприятствует счастье, пей чашу удовольствий безумною мерою; если же не благоприятствует, — лучше разом пресечь нить своего существования. Какое безрадостное и печальное состояние! И что обуздало бы тогда наши страсти, и удержало бы их в должных границах? К чему я буду щадить врага, когда он стоит на пути к моему счастью? К чему уважать мне права другого, когда они стесняют меня в стремлении моем к счастью? Так разсуждал бы всякий, — и мир человеческий представил бы тогда всеобщий безпорядок и хаос смертный.
Но всеобщее предание, природа, откровение Божие удостоверяют нас, что настанет для человека жизнь другая, безконечная, в отношении к которой настоящая служит только приготовлением…
Теперь понятно, как нужно пользоваться временем настоящей жизни. Пользоваться им значит: всегда готовиться к будущему, ибо не здесь настоящее место нашего жительства; «наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3, 20). А в чем состоит приготовление к будущему, то поясняет апостол Павел в следующих словах: «еже бо аще сеет человек, тоже и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал. 6, 7,8). В этих словах следующий смысл:
«Жизнь настоящая есть сеяние. Что посеешь, то и пожнешь в бубущей жизни; как будешь жить, такой будешь иметь и конец. Твоя плоть тленна; твой дух безсмертен. Если будешь жить для плоти, то наследуешь тление. Если же будешь жить для духа, то наследуешь живот вечный…»
Если бы мы постоянно помнили конец свой, то никогда бы не поддались владычеству плоти.
Вот к каким размышлениям приводит нас настоящий праздник новолетия, напоминающий нам, что ещё на год сократилось время нашей жизни. Но, помышляя о будущем веке, не забудем совершенно и настоящего. Возблагодарим Господа за прошедший год, в который каждому из нас довелось испытать на себе различныя милости Божии. Будем молить Бога, чтобы и настоящий год был вестником всякого благополучия: чтобы мир не был ничем нарушен; чтобы земля принесла изобилие плодов; чтобы в воздухе было благорастворение; и чтобы держава Благочестивейшаго Государя нашего, во всех пределах Его обширнейшаго царства, облеклась правдою, мудростию, и благостию: да, под сенью ея, «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2). Аминь.
Священник Александр Кудрявцев
Источник: «Уфимские епархиальные ведомости», № 24, декабрь 1889 года
(Р)
Теги: Новый год смерть вечная жизнь душа
| Проголосовало: За - 9, против: 0. Общий рейтинг: 9 |
|