Публикации

Несуществующий клад

Дата: 15.02.2022

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 2354

В последнее время активно распространяется слух о наличии некоего клада на территории Свято-Вознесенского собора Набережных Челнов (Боровецкая церковь). Слух этот основан на рассказе одного из челнинских авторов, который утверждает, что лично случайно обнаружил клад недалеко от храма. И многим этого текста оказалось достаточно, чтобы поверить в то, что клад действительно существует.

Однако, вероятность существования «сокровищ» стремится к нулю

Однако, вероятность существования «сокровищ» стремится к нулю. И тому есть несколько серьёзных аргументов. Начнём с того, что автор утверждает, будто клад состоит из множества вёдер и чугунков, заполненных монетами (автор пишет, что тайник буквально забит сокровищами). Однако, стоит задуматься о том: откуда здесь могли появиться такие богатства? Дело в том, что здесь их просто некому было спрятать, так как уровень благосостояния местных жителей до революции (да и позже тоже) оставлял желать лучшего, и набить все эти вёдра монетами они не могли — чему существуют документальные подтверждения из дореволюционной периодической печати. Максимум, что могли бы спрятать крестьяне — это зарыть какую-нибудь небольшую кубышку с медными монетками, которые ныне продаются в антикварных лавках по тридцать рублей за штуку, но никак не золото и серебро.

Так может быть, это священник спрятал?

Так может быть, это священник спрятал? Стоит отметить, что легенды о «несметных сокровищах» дореволюционных батюшек есть едва ли не в каждом городе нашей страны, и основаны они по большей части на советской пропаганде, правдивость которой также легко опровергнуть, читая дореволюционные периодические издания, касающиеся церковной жизни. К примеру, настоятель Боровецкого храма имел доход сопоставимый с зарплатой рабочего на заводе — на это можно было как-то жить, но откладывать из этого что-то ещё для клада — невозможно. О благосостоянии священника говорит тот факт, что, согласно сведениям Уфимских епархиальных ведомостей, в какой-то момент епархия взяла на содержание дочерей священника, которые учились на сельских учительниц, так как их отцу совсем нечем было их обеспечивать. И каким образом, спрашивается, он мог ещё и закопать возле храма огромный клад? И так бедно жили почти все священнослужители в сёлах. В крупных городах, возможно, доходы духовенства были больше, но речь-то сейчас о селе Боровецкое, которое до революции и во время Гражданской войны было самой дальней окраиной Уфимской губернии и считалось тем ещё захолустьем. Людям тут подчас нечего было есть — не то что закапывать вёдрами золото.

Кто еще?

Кто же тогда мог закопать здесь столько золота, если ни крестьяне, ни батюшка этого сделать не могли? Быть может, нищие красноармейцы, или такие же нищие белые? Куда им — в годы Гражданской войны воевали в Боровецком так, что противоборствующие отряды порой задерживались в селе не больше, чем на неделю — конечно, им было нечего и некогда закапывать. Кто-то предположит, что это сделали какие-то разбойники. Но из рассказа, на который ныне ссылаются местные кладоискатели, следует, что тайник расположен недалеко от храма. Это людное место (и таковым было всегда), здесь всё на виду. Зачем было закапывать здесь? Да и, повторюсь, во всей округе разбойники не наскребли бы и кошелёк серебра.

Отправная точка рассказа о кладе

Итак с тем, что клад у Боровецкого храма существовать не мог, разобрались. Вернёмся к рассказу, который стал отправной точкой во всей это истории. В тексте множество нестыковок. Во-первых, рассказчик пишет, что найдя клад, он стал набивать монетами карманы, а потом опомнившись полез назад — к выходу из тайника. Спрашивается: почему, человек столь подробно описавший клад, ничего не пишет о монетах, оставшихся у него в карманах? Ведь мог же сказать хоть что-то про них — год чеканки, номинал, да и просто — это же ужасно интересно: что ж там были за монеты! Но автор молчит. Можно подумать, что он их выкинул, боясь обнаружить клад перед сторожем. Но нет — вся логика повествования говорит о том, что он монеты должен был взять — хотя бы потому, что он пишет, будто монеты были из драгоценного металла, чего не возможно было понять в тёмном тайнике наощупь. И только вытащив монеты на свет можно было понять, что перед нами сокровище, ради получения которого стоит потратить немало сил (о чем автор и пишет далее). Но писатель молчит о подробностях, связанных с монетами…

Далее: он пишет, что после выписки из больницы (куда он попал из-за травм, полученных при падении в тайник) был неприятно удивлён, что теперь не может незаметно проникнуть в тайник — тайник закопан, в храме идёт служба, и якобы из-за этого незаметно к кладу уже не пробраться. А раньше, стало быть, можно было незаметно? Но, как автор пишет, во время обнаружения сокровищ храм был полностью восстановлен и на территории был сторож. Значит и раньше было невозможно незаметно пробраться к кладу. Далее автор пишет, что он хотел пробраться к кладу в качестве священнослужителя… Как служитель храма, прямо скажу: батюшка, роющий непонятную глубокую яму возле церкви привлёк бы к себе не меньше внимания, чем любой другой человек — это сто процентов. Подобных странностей в рассказе полно, и все они говорят, что эта легенда о золоте Боровецкой церкви — чистой воды вымысел писателя.

Да, клады иногда находили и находят по всей стране, но, конечно же, «золото» в них содержится только если закапывали «сокровища» в населённых пунктах побогаче, чем село Боровецкое. И уж конечно так, чтобы драгоценные монеты были зарыты в таком количестве, как пишет автор — это в основном фантастика из разряда сокровищ капитана Флинта — об этом говорит статистика.

P.S.:

Но уж если никакие доводы не работают, и в воображении некоторых людей всё ещё горит огонёк странной надежды на нахождение клада, то стоит учесть, что территория Боровецкой церкви перекопана множество раз — электричество, водоснабжение, канализация, отсыпка фундамента здания церкви, работы по возведению новых хозяйственных построек. Все эти работы едва ли оставили нетронутым хотя бы метр земли на церковной территории. Так что искать здесь клад более чем бессмысленно.

(П)