Публикации

Цветы — безмолвные проповедники

Дата: 11.04.2024

Автор: Анжела Киселева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6605

К большому или великому празднику храм наполняется ароматом живой зелени и буквально расцветает. На центральном аналое — чтимая икона, украшенная россыпью нежных цветов и листьев. А бывает, например, на Пасху убраны ярко-красной гирляндой и Царские Врата, и иконостас. Какая красота и великолепие! Каждый цветок в этой композиции безмолвно и смиренно славит Творца, проповедует Его бесконечное совершенство и величие.

Живое и красочное цветочное убранство храма — результат тщательной и кропотливой работы церковных флористов. В Боровецкой церкви к празднику над созданием цветочной композиции трудятся несколько человек. Мы побеседовали с одной из них — Надеждой Панариной, которая уже несколько лет по благословению настоятеля храма протоиерея Андрея Дубровина несет среди прочих и послушание флориста.

— Вы несколько лет занимаетесь храмовой флористикой, помните свою первую работу?

— Совсем первые работы были совместными с другим флористом, здесь, в Боровецком храме. Первый самостоятельный шаг случился на Рождество Христово несколько лет назад. Тогда так получилось, что цветы к празднику уже были закуплены, а собирать их было по большому счету некому. «Из огня да в полымя», что называется. Пришлось браться за дело.

— Волнительно было?

— В первое время, да. Мне как-то в монастыре, который я уже много лет посещаю и тоже помогаю украшать храм, поручили самостоятельно делать букеты на престол. Я растерялась: «Не могу», — говорю. Они мне отвечают: «Как это не можешь? Делай». Тогда в голову пришла мысль: а какие требования бывают у наместника… Он любит ясность, четкость, строгость. Словом, сделала букеты. Нареканий не получила. Нужно уметь отбрасывать страхи. Выдохнула, помолилась: «Господи, помилуй, Господи, помоги». И все бывает хорошо с Божьей помощью. Делаешь, потом смотришь на всю красоту и думаешь: «Откуда вообще это все взялось?». Господь и Матерь Божия помогли!

— А есть любимая композиция, созданная вами?

— Самая трепетная работа, когда занимаешься с Крестом. Особенно, если Распятие с частичкой Голгофского Креста.

— Скажите, а чем принципиально отличается храмовая флористика от любой другой?

— В первую очередь, должно быть соответствие цветов или основного цвета всей композиции символике цвета праздника. К примеру, используется белый — на Преображение или Крещение Господне, голубой — на Богородичные праздники, красный — на Пасху. Это строгое соответствие заметно по облачениям священнослужителей в те или иные празднества. Храмовая флористика тоже подчиняется этим каноническим требованиям. Еще замечу: в цвете тоже есть свои нюансы. К примеру, красный и бордовый — это не одно и то же! Бордовый — в церковной символике это цвет мученичества, а Пасхальный — ярко-красный.

— О чем еще должен помнить храмовый флорист при создании своей работы?

— Цветочная композиция ни в коем случае не должна закрывать саму икону. Прежде всего, святой образ должен быть в центре внимания. Цветы — это дополнение, украшение, в которое мы вкладываем наше чувство к Богу.

— К храмовому флористу существуют какие-то обязательные требования?

— Да, это должен быть верующий воцерковленный человек. Мы работу обязательно начинаем с молитвы, читаем тропарь и кондак празднику или святому, икона которого украшается. По окончании тоже молимся, благодарим Бога.

— В этом году на Рождество Христово икону украшала интересная композиция — в виде вертепа. Расскажите, откуда черпаете идеи?

— Что-то из головы — сами придумываем, что-то находим в Интернете на специализированных сайтах.

— Какие цветы используете чаще всего?

— Практически всегда применяются розы. Мы, конечно, стараемся вносить разнообразие, но розы в композиции присутствуют почти всегда. Часто используется гвоздика, она хорошо стоит, долго не вянет. И одноголовая и кустовая. Мне очень нравятся бутончики этого цветка, еще не распустившиеся. Они смотрятся, как капельки. Особенно красиво, когда они расставлены по зелени.

— Мастерство в этом деле приходит с опытом?

— Да, со временем. И еще… когда больше смиряешься. В таком случае начинаешь анализировать, когда тебе что-то говорят, шире мыслить. Кроме этого, важна, наверное, от природы некая предрасположенность, эстетический вкус.

— А бывает, что не получается, не идет работа?

— Бывает. Когда нет внутреннего спокойствия. Я даже не подхожу к основной работе в такие моменты, только помогаю. Можно браться за дело, только когда успокоишься. Важны мир, согласие и взаимопонимание.

— Спаси Господь, Надежда, за интересную беседу. Помощи Божией!

(А)