Публикации

Пречистый лик

Дата: 25.10.2023

Автор: Анжела Киселева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6830

Известно, что святому старцу Паисию Святогорцу не раз являлась Пресвятая Богородица. Однажды некий монах спросил преподобного: «Какая Она, Богоматерь?». На это афонский подвижник ответил, что Она больше всего Своим пресветлым ликом похожа на ту, что изображена на иконе «Иерусалимская». Что же это за образ и какова его история?

История святого образа

По преданию, образ Пресвятой Богородицы «Иерусалимская» написан в числе первых святым апостолом и евангелистом Лукой. Как известно, именно он является первым изографом в христианской истории. Несмотря на древность иконы, есть относительно точная дата ее появления — 48-й год после Рождества Христова. Образ был написан в Гефсимании через 15 лет после Вознесения Господа.

В 463 году икона «Иерусалимская» была перенесена в Константинополь византийским императором Львом Великим. В течение трех столетий святой образ пребывал во Влахернском храме.

С именем Льва Великого тесно связана история обретения другого образа Богоматери — «Живоносный Источник». Согласно преданию, воин Лев Маркелл в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил принести ему воды. Лев стал искать родник и услышал чудесный голос, указывающий ему путь к источнику с живоносной влагой. Также ему было повелено приложить тину из того водоема к глазам слепца. Воин сделал все так, как ему было приказано, и незрячий тут же прозрел! Через определенное время тот самый воин Лев Маркелл стал императором Византийского государства. Он, памятуя о произошедшем чуде, очистил источник, где Пресвятая Богородица явила Свою помощь, и над ним построил храм.

«Иерусалимская» прибывает на Русь

История иконы тесно переплетается с важнейшим событием для Руси — ее Крещением. В 988 году образ «Иерусалимская» из Константинополя попадает в крымский город Херсонес, где князь Владимир принимает крещение. Позже он переносит икону в Киев.

Предание довольно ярко пересказывает события, связанные с крещением Владимира. Причем древние авторы не жалеют черных красок, описывая князя до принятия Православия: и блудник, и кровожаден, и ярый идолопоклонник. Но, несмотря на это, он был хорошим, мудрым правителем. В определенный момент своего княжения Владимир стал искать единую веру для своего государства и не нашел ничего лучше и благодатней, чем Православие. Последним окончательным толчком к принятию крещения стала его женитьба. Князь Владимир потребовал, чтобы византийские императоры отдали за него замуж их сестру — Анну. На это они ответили, что брак для нее возможен лишь с христианином. Владимир окончательно согласился покреститься, признав, что «люба мне вера ваша и богослужение…». Так начинается новая веха в истории нашего государства — Русь языческая становится православной.

Вскоре из Киева Владимир отправляет икону Пресвятой Богородицы в Великий Новгород, как напутствие и подарок новгородцам, принявшим вслед за ним крещение. Больше четырех столетий образ пребывал в Софийском соборе, пока другой известный правитель — Иван Грозный, не решил перенести святыню в Москву.

Случилось это в 1571 году. По приказу государя икону «Иерусалимская» увозят в Московский Успенский собор. Там она пребывала до войны с Наполеоном. В 1812 году святыню похищают французские войска, побывавшие в Москве. Далее след образа «Иерусалимская» теряется…

Точные списки

Нельзя не рассказать о списках иконы Пресвятой Богородицы «Иерусалимская», которые остались в России после исчезновения оригинала. На место украденной иконы в Успенский собор Москвы была принесена другая, точная копия, которая прежде находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях. Второй наиболее древний список образа пребывает в храме Рождества Христова в Измайлове.

Он был написан в 1679 году с оригинальной иконы при царе Алексее Михайловиче, и прославлен многочисленными чудесами, происходившими по молитвам к Богоматери перед этим образом. Святыня до сих пор находится в церкви Измайлова.

Перед образом «Иерусалимская» в храме Рождества Христова в Измайлове на мраморном полу образовались даже углубления от коленей верующих людей, которые непрекращающимся потоком тянутся к чудотворному образу. 

Существует и несколько других списков «Иерусалимская», но менее древние: в храме подмосковного города Бронницы, в церкви Воскресения Словущего на Иерусалимском подворье и в некоторых других храмах.

«Иерусалимская» в храме Воскресения Словущего (Подворье Иерусалимского Патриархата в Москве)

«Иерусалимская Гефсиманская»

В православном храме Успения Пресвятой Богородицы, который находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада в Иерусалиме, находится образ «Иерусалимская», именуемая «Гефсиманской».

Храм Успения Пресвятой Богородицы — это пещерный храм, возведенный на месте Гробницы Богоматери, где несколько дней пребывало Ее пречистое тело. Согласно житию, первую церковь на том месте возвела в 326 году царица Елена. Со временем храм как разрушался, так и достраивался. В Гробнице, где было положено тело Пречистой, были найдены и хранились погребальные пелена и пояс Богоматери. От разрушения мусульманами Гробницу спасло почитание Девы Марии в исламе.

Образ «Иерусалимская Гефсиманская», пребывающий в Израиле написан не так давно — чуть больше века назад, русской монахиней Сергией.

В 1906 году образ был подарен Успенскому храму в Иерусалиме. По преданию, монахине явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела написать Ее образ. Именно такой, как на сотворенной в итоге иконе, увидела Пречистую в видении матушка Сергия, а через десятилетия — и преподобный Паисий Святогорец.

Молитва перед образом Пресвятой Богородицы «Иерусалимская»

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящыя исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Таин причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

(А)