Публикации

«Благословен Царь…»

Дата: 09.04.2023

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7768

Сегодня Православная Церковь отмечает один из главных, двунадесятых, праздников — Вход Господень в Иерусалим. В этот день вспоминается важное событие из жизни Иисуса Христа, случившееся незадолго до Его страданий и распятия на Голгофском Кресте.

Вход Господень в Иерусалим — великое и значимое событие, которое Бог открывает человечеству задолго до Рождества Христова через ветхозаветного пророка Захарию. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной», — писал Захария в своих богодухновенных посланиях. И, читая Священное Писание — а Вход Господа в Святой Град описывали все четыре евангелиста — мы понимаем, что Спаситель в точности исполнил это древнее пророчество. Оно было о Мессии. Оно свершилось, но почти никто из людей не понял этого.

Иисус Христос, приближаясь к Иерусалиму, отправил двух Своих учеников в город, чтобы они привели Ему осленка. Так, воссев на молодого осла, Господь торжественно въезжает в город. Торжественно — потому что весь народ с ликованием и необыкновенной радостью встречал Спасителя. «Множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему», — пишет апостол и евангелист Иоанн в 12-й главе. Люди постилали эти ветви и свои одежды, чтобы сделать путь осленку мягче и удобней. «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев», — восклицали они.  

Иерусалим пришел тогда в необыкновенное оживление. Люди, воодушевленные чудом воскрешения Лазаря, которое Господь совершил незадолго до Его пришествия в Иерусалим, уверились в том, что Иисус Христос — Царь Израилев. Одни лишь фарисеи злобно роптали на Господа и на ликующий народ. Спаситель не останавливал этого радования, и фарисеям, просивших Его унять обезумевший народ, сказал: «… если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19, 40). Получилось так, что одни не приняли Иисуса, как Царя и долгожданного Мессию, другие приняли, но за царя земного, несущего евреям освобождение от гнета иноплеменников, несметное богатство и житейское процветание.

Но Господь проповедовал совсем о другом — об истинной свободе, которую Он принес человечеству. Никто и ничто не может сделать человека настолько рабом, сколько грех, гнездящийся в недрах души. И Христос пришел на землю, чтобы, действительно, освободить людей и сделать чадами Божиими. Но немногие поняли это. Спаситель со скорбью говорит об Иерусалиме:  «…ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19, 44). Смотря на город, на его торжество, радостных людей и праздничное убранство, Христос заплакал о нем… Спаситель сокрушался о Святом Граде, который, словно слепой, не увидел свой свет, свое спасение. Он знал, что через несколько дней этот самый народ — сегодня прославляющий, а завтра гневный и разочарованный — будет кричать: «Распни, распни Его!», за что понесет тягчайшее осуждение и наказание. В 70-м году римляне почти полностью разрушат Иерусалим, сожгут его храм, а жителей убьют или продадут в рабство. Примечательно то, что лагерь перед началом осады римские воины разбили как раз на том самом месте, где Господь плакал о сердечной слепоте и жестоковыйности еврейского народа. 

«Видано ли было когда-нибудь на свете, чтобы царь, которого торжественно встречал народ, обливался слезами?», — писал святитель Лука Крымский. В этой же проповеди, написанной в 1954 году на праздник Входа Господня в Иерусалим, он отмечал:

— Многократны и многообразны дни посещения нашего Духом Святым. Когда нужно бывает остановить нас на кривых путях наших, Он останавливает нас тяжелой болезнью, потрясает смертью близких и любимых людей, подвергает бесчестью или разорению имущества; смиряет нашу гордость публичным унижением и оскорблениями. А более близких Ему и достойных Он останавливает даже Своими тихими речами во сне и наяву. Это ли не дни посещения нас Его, служащие к миру и спасению нашему?! И как часто, вместо исправления путей своих, мы ропщем на Бога за эти посещения! — замечал святой Лука (Войно-Ясенецкий).

А святитель Николай (Велимирович) в праздничной проповеди на этот день писал: «Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу». Но есть вопросы, на которые мы должны честно ответить: впускаем ли мы Господа в свою душу — не формально и временно, а со всей искренностью и навсегда? Не заграждают ли путь Христу наши внутренние «фарисеи»: лень, отягощение житейскими заботами, маловерие, самооправдание… Святитель Николай отмечает: «Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима — своей души — и принял Бога в себя».

Не будем забывать, что Христа распяли те же люди, что и кричали: «Осанна в Вышних!». Навеки они были осуждены за это. Сегодня мы, воодушевленные и радостные, с ветками пушистой вербы, словно древние жители Иерусалима, встречаем Спасителя. В лицо дышит весна, и сердце переполняет предчувствие чего-то светлого и доброго. Господь приближается к дверям нашего сердца и надеется, что мы Его впустим, как самого дорогого Гостя, которого так долго ждали. А потом… вместе с Ним, нашим Спасителем, станем вечерять и будем причастниками великой Трапезы, пойдем за Ним по крестному пути, будем страдать с Ним пока, наконец, не воскреснем — тоже вместе с Ним.

(А)