Публикации

От Преображения Господа к преображению души

Дата: 19.08.2023

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6601

19 августа мы отмечаем светлый праздник — Преображение Господне или, как еще называют этот день в народе — Яблочный Спас. В этот двунадесятый праздник мы вспоминаем евангельское событие на горе Фавор, когда Господь явился перед Своими учениками преображенным — блистающим в силе и славе.

Святая гора

Гора Фавор много раз упоминается в Священном Писании. Можно сказать, что это довольно значимое место для всего еврейского народа. Когда хотели передать мысль об уникальности и возвышенности, брали в пример гору Фавор. Пророк Иеремия пишет: «Живу Я, говорит Царь, Которого имя Господь Саваоф: как Фавор среди гор…» (Иер. 46, 18). Вообще, в Ветхом Завете несколько раз упоминается эта гора и впервые — у Иисуса Навина, жившего задолго до Рождества Христова, как граница земель трех колен Израилевых. Столетиями позже в своем богодухновенном творении — Псалтири, Царь Давид, воспевая величие Господа, пишет: «Север и море Ты создал eси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася» (Псалтирь 88, 13). Из истории также очевидно, что Фавор была значимым стратегическим объектом в войнах, те места знали немало сражений. Одна из последних произошла у подножия этой святой горы, в той битве  Наполеон Бонапарт разгромил турецкую армию в своем походе на Сирию.

Фавор — особенное место для всего христианского мира, но, что самое интересное — ни один из евангелистов не упоминает эту гору, как место Преображения Господа! Фавор стала почитаться святым местом Преображения Господня при равноапостольной Царице Елене, которая построила здесь первый храм.

2000 лет назад

О Преображении Господа нашего Иисуса Христа знают все верующие, оно довольно подробно описано тремя святыми евангелистами: Матфеем, Марком и Лукой. Спаситель, взяв с Собой трех учеников: Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору. Там Он Преобразился перед ними — одежда Его сделалась белой, как снег, а лицо просияло, как солнце. И явились два мужа, а именно два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия. Евангелист Лука подробнее остальных описывает это событие. Он поясняет, что ученики Иисуса были отягчены сном, а Господь пребывал в молитве, когда вид лица Его изменился и одежда сделалась блистающей. Ученики, пробудившись, увидели Иисуса в Божественной славе и величии, а также Моисея и Илию, беседующих с Ним. Святой Лука раскрывает нам содержание этого таинственного разговора — речь шла об исходе Спасителя, который надлежало совершить в Иерусалиме, то есть Его крестной смерти. Ученики в страхе, трепете и неизреченном блаженстве наблюдали за этим. При этом Петр сказал Иисусу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». При этих словах явилось облако, которое осенило их, и из него был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». (Лк. 9, 28-35)

Иисус Христос запретил ученикам рассказывать о Его преображении до тех пор, пока Он не восстанет из мертвых.

Страдание вольное

Преображение Господа случилось незадолго до Его крестных страданий. Он знал, что скоро будет распят. Христос в последних проповедях говорил о кресте, о том, что желающий идти за Ним должен непременно взять свой крест и только тогда следовать ко спасению. Иного пути нет. В своей проповеди Архимандрит Кирилл (Павлов) говорит:

«В такой же тесной связи находится и наше преображение с нашим крестом, в какой находилось Преображение Христово с Крестом Христовым. Только при постоянном памятовании о кресте своем и при постоянном безропотном несении его совершается наше благодатное преображение здесь и предуготовляется будущее славное преображение на Небесах. Как совершается преображение человека душевного в человека духовного? При посредстве креста, слагающегося из тяжких трудов самоисправления и самоусовершенствования, когда христианин принуждает себя, отложив ветхого человека с его греховными страстями и привычками, стремиться к добродетели и прилепляться только к тому, что истинно, добро, чисто, любезно, что справедливо, достохвально, что составляет только добродетель и похвалу».

Но, налагая крест, и подчас тяжелый, Господь дарует и укрепление в вере, и поддержку, и силы для ношения этого бремени. Так случилось и с учениками Христа, сподобившимися увидеть своего Учителя не в привычном образе простого человека, гонимого важными фарисеями, презираемого теми, которые не могут вместить богатство Неба, а в том виде, который, собственно, и является истинным для Христа — в Божественном. Для Петра, Иоанна и Иакова Преображение стало неоспоримым свидетельством того, что Иисус Христос идет на Крест, как Сын Божий и Бог — добровольно, ради всего человечества, плененного грехом.

Чистые сердцем Бога узрят

Евангелие учит. Оно показывает нам, как жить, чтобы спастись. О чем же нам рассказывает Святое Писание через чудо Преображения? Оно говорит о святых, чистых сердцах, которые стали способны увидеть Господа. Святитель Григорий Палама, опираясь на труды других Отцов Церкви, пишет, что в тот день на горе Фавор преобразились по воле Божьей, прежде всего, сами ученики. Их сердца стали способными узреть Христа как истинного Бога, Его сияние. Не просто некоего Иисуса, великого любящего Учителя, к которому тянется душа, а Господа, за которого можно умереть. «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже…», — поется в праздничном тропаре, который еще раз нам раскрывает мысль о том, что насколько каждый может вместить в силу чистоты сердечной, насколько и способен увидеть Божественный свет. И как точно подметил протоирей Андрей Ткачев: «Праздник Преображения по смыслу и значению далеко выходит за пределы одного из праздников, но придает всей жизни смысл и сообщает цель. Цель — обожение».

Такая задача в жизни стоит перед каждым христианином — очистить свое сердце для того, чтобы оно стало жилищем для Бога и засияло Его светом.  Благо, для этого у нас есть все: храм, неподалеку от дома, Исповедь, Причастие. Люди, которых надо полюбить; добро, которым надо поделиться. И пусть хотя бы в малой степени наша душа по милости Божией стала бы отражением Фаворского света для тех, кто рядом и нуждается в помощи и поддержке.

(А)