Лазарева суббота: чудо воскрешения души
Просмотров: 13518
«Был болен некто Лазарь из Вифании» (Ин. 11, 1)
Итак, что же за событие легло в основу праздника, которое мы отмечаем в субботу, последнюю перед Страстной седмицей? Лазарь вместе со своими сестрами Марфой и Марией жил неподалеку от Иерусалима, в селении, называемом Вифания. Скорее всего, Иисус Христос часто бывал в гостях у благочестивой семьи. Из Евангелия мы узнаем, что Лазарь был другом Господа.
И вот он тяжко заболел, и сестры послали людей известить об этом Христа. Но Он почему-то медлил и еще два дня пребывал в том же месте, где находился. Спаситель сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). И лишь, когда Лазарь умер, и был уже четыре дня как похоронен, Господь пришел — пришел, чтобы совершить удивительное чудо. Конечно, Христос и прежде воскрешал людей — сына Наинской вдовы и дочь Иаира; и по молитвам ветхозаветных пророков оживали люди. Но все это случалось сразу после смерти человека. И лишь Спаситель — в случае с Лазарем — воскресил того, чье тело уже начало разлагаться. Поэтому Господь и медлил, как бы не торопился. Этим чудом Иисус Христос показал людям, что Он — истинный Бог, которому все возможно — вернуть из ада душу человеческую и наполнить теплым дыханием жизни тело, уже превратившееся в прах или подвергнувшееся тлению.
От Лазаревой субботы до Пасхи
С Лазаревой субботы мы становимся свидетелями самых тяжелых дней в жизни Спасителя. Буквально — день за днем, начиная от Входа Господа в Иерусалим, заканчивая Его распятием и светлым Воскресением. Воскрешение Лазаря, по мнению отцов, стало тем событием, которое призвано, прежде всего, утвердить людей во всеобщем воскресении из мертвых. Это событие, как теперь, так и тогда подвергалось сомнениям скептиков. И вот, после воскрешения четырехдневного Лазаря, аргументов в их пользу больше не осталось. Более того, это чудо стало предвестником Воскресения Самого Господа, во власти Которого и жизнь, и смерть.
Чудо воскрешения Лазаря стало буквально потрясением для людей, это ошеломило всех. Какую «шумиху» это событие произвело среди народа, мы можем судить по тому, как встречали люди Господа при входе Его в Иерусалим. А встречали Его торжественно, с великим энтузиазмом и упоением. Что-то поняли тогда люди, а что-то нет. Воскрешение Лазаря утвердило людей в вере в Иисуса Христа как в Мессию, а вот то, что Царь этот не от мира сего, они не поняли.
Как мы помним из Евангелия, именно факт воскрешения Лазаря стал последней каплей для иудеев. После этого события они собрались, чтобы решить, как убить Его. Мертвость сердца настолько погубила их души, что даже видя поразительное чудо, возможное только Богу, они не оставляют своих претензий к Иисусу Христу, но хотят бесследно уничтожить Его. Воскрешение Лазаря стало неким рубежом. Сомневающихся чудо укрепило в вере в Иисуса Христа как в Мессию, вспомним: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11, 45), а иные — полностью отпали от Господа и «донесли» о Спасителе фарисеям — «смотрите, мол, что делается»…
Душа, смертью пораженная…
Как же касается чудо воскрешения Лазаря, случившееся более 2000 лет назад, каждого из нас? О чем хотел сказать Бог?
Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди провел параллель с состоянием души каждого из нас и тем самым Лазарем, который «уже смердит» (Ин.11, 39):
«Бог создавал человека другом Себе; эта дружба, которая существует между нами и Им, еще углублена, сделана еще более тесной в Крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь; и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства; иногда позже, в юношеские годы: в каждом из нас жил этот друг Христов.
А потом, в течение жизни, как цветок завядает, как истощается в нас жизнь, надежда, радость, чистота, — истощилась сила этого друга Господня. И часто-часто мы чувствуем, что в нас, словно во гробе, где-то лежит — нельзя сказать «покоится», а именно лежит, страшной смертью пораженный, — четверодневный друг Господень, тот, который умер, к гробу которого сестры боятся подойти, потому что он уже разлагается телом...
И над этим другом как часто сетует наша душа, как часто сетуют и Марфа и Мария…».
«В каждом из нас он лежит — умерший», — пишет митрополит Антоний Сурожский. Но раз воскрес Лазарь, значит, и в нас — в каждом — может воскреснуть то, что погребено под тоннами греха. Великий пост подходит к концу, а он, как известно, на то и дан, чтобы почувствовать в себе грех, всю его мерзость и вонь. Остались последние дни перед Пасхой — самое время покаянием очистить свое сердце от мертвости греха, проснуться — очнуться от мрачного сна. И с живой душой пойти на призывающий голос Спасителя, который окончательно победил смерть уже Своим великим Воскресением.
(А)
Ссылки по теме:
| Проголосовало: За - 1, против: 0. Общий рейтинг: 1 |
|