Публикации

Для чего поститься в среду и пятницу?

Дата: 12.04.2023

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12812

Если посмотреть на церковный календарь, то мы увидим, что в сумме примерно половину всего года Церковь предписывает своим членам пост. Почему же так много? Почему пост сопровождает христианина всю его жизнь?  Да, мы постимся перед великими праздниками — перед Рождеством, Успением, перед днём первоверховных апостолов Петра и Павла и, конечно же, перед Пасхой. Это, более или менее, понятно... Но для чего же нам ещё еженедельные посты среды и пятницы?

Пост, как драгоценность

Для начала нужно разобраться со смыслом поста вообще, как его понимает Православная Церковь. «Поститься христианину необходимо для того, — пишет святой Иоанн Кронштадтский, — чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объедением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от Источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий…».

Таким образом, пост, по мысли Церковного устава, есть средство, и, при том средство очень важное для нормальной духовной жизни, которая немыслима, если человек всецело зависим от мира материального ­— от пищевых пристрастий, от удовольствий, от житейских забот. Потому и приняты в Церкви многодневные посты перед великими праздниками, чтобы праздники эти стали подлинными духовными событиями для христиан, которые перед ними провели долгое время в усиленной борьбе со своими страстными привязанностями.

Кто-то скажет, что пост не единственное и не самое важное средство для достижения единения с Богом. И всё же вспомним, что именно с постом была связана первая заповедь Бога по отношению к человеку, когда ему было разрешено в Раю всё, кроме вкушения плодов от Древа познания добра и зла. Чем не пост? И ведь не случайно в таком ключевом моменте истории человечества, как грехопадение, решающую роль сыграло именно «обычное» несоблюдение заповеди о посте. Пост необходим человеку — это доказано. Об этом же пишет святитель Василий Великий: «Пост — дар древний; пост — драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю…».

Пост есть драгоценность отцов! И действительно, многовековая история Православия ясно показывает, как благотворно влияет пост на духовную жизнь, без которой физическая жизнь человека опускается до уровня существования неразумных животных, которых в конце пути не ждёт ничего, кроме смерти.

Воинский пост

Но для чего нам, собственно, пост в пятницу и среду? Ответ на этот вопрос можно поискать у древнего церковного писателя Тертуллиана, который при описании поста в эти дни употребил римский военный термин Statio, что означает «Пост воинский», то есть — солдатский караул. Этот писатель вообще очень часто  в своих рассуждениях уподобляет жизнь христианскую воинскому служению, и не случайно. Христиане — воины Христовы, и не им ли жизненно необходимо всегда быть готовыми к ведению боевых действий с извечным врагом рода человеческого и Самого Христа? Воинская составляющая христианской жизни сама по себе призывает нас к постоянному воздержанию от многих вещей, неумеренная, нездоровая привязанность к которым свойственна неверующему миру. Однодневные же посты представляются в этом свете ещё и чем-то вроде необходимой тренировки духа и тела, когда привычное воздержание христианина ещё и усиливается.

В жизни воина Христова нет места полной расслабленности, потому, может быть, еженедельный пост и появился в Церкви очень рано. Об этом свидетельствует древний христианский текст «Дидахи» или «Учение 12 апостолов», датируемый концом I века после Рождества Христова. Конечно, этот документ говорит о посте в среду и пятницу, противопоставляя эти дни посту иудейскому, который иудеи соблюдали в понедельник и четверг. Но то, что еженедельный христианский пост существовал в Церкви с самых первых времён, несомненно. И, видимо, наши древние братья по вере на себе чувствовали благотворность этой традиции. Нам ли не следовать их примеру?

Чуть более поздние исторические документы дают ещё и богословское обоснование этого поста: в среду мы постимся, вспоминая предательство Иуды, а в пятницу — вспоминая Смерть Господа на Кресте. Оба эти страшные и одновременно великие евангельские события и в самом деле достойны того, чтобы христианину, во-первых наложить на себя пост, а во-вторых никогда не упускать из памяти то, что сделали с Господом люди, которых Он пришёл спасти, и ту Смерть, которая открыла нам путь в Жизнь вечную. В среду мы можем задуматься над тем, какие мы христиане, не предаём ли и мы Господа, верны ли мы ему в жизни своей. В пятницу можно направить мысль к Страданиям Христовым, к их смыслу, к словам Господа о том, что и нам надлежит ради спасения взять свой крест, и следовать за Спасителем на Голгофу, которая, кончено, у каждого своя. Об этом не грех почаще вспоминать и размышлять.

Итак, пост в среду и в пятницу необходим. Но как же его проходить не машинально, не с ропотом, не бесплодно? Вот как на это вопрос отвечает святитель Тихон Задонский, повторяя при этом высказывания многих и многих отцов древности:

«Есть пост телесный, есть пост и душевный.Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Аще убо хощеши, христианин, чтоб тебе пост полезен был, то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда».

А святитель Иоанн Златоуст добавляет: «С постом всегда должна быть соединена молитва... И молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается, и не подавляется гибельным бременем удовольствий».

Такие простые, верные слова говорят нам эти святые, жившие на земле в совершенно разное время и в разных странах, и, кажется всё понятно. Но в череде дней суть многих важных дел, которые мы совершаем, очень часто теряется, и тогда важное превращается в привычное, скучное, механическое. Так и с постом — часто забывается, что подлинный пост есть подвиг, состоящий в соединении воздержания физического и воздержания духовного, и в этом подвиге укрепить нас может один лишь Бог, если, конечно пост наш соединён с усиленной молитвой к Нему. Если же мы будем воздерживаться только от некоторой пищи, а обо всём остальном забудем, то не рискуем ли и мы быть, по подобию фарисеев, осуждёнными Господом, которых Он называл лицемерами?

(Р)