Публикации

Забытые храмы

Дата: 03.09.2019

Автор: Елена Кулешова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13824

В 1930-х годах в нашей стране проводилась массовая антирелигиозная работа. Советская власть ставила своей целью полное уничтожение Православной Церкви и духовенства. Церкви и монастыри беспощадно разорялись, изымалось имущество, святыни и иконы были поруганы, а множество священнослужителей погибло в лагерях, полегло под пулями служб НКВД. Верующие христиане терпели жестокие притеснения, их ссылали в лагеря и тюрьмы.

Масштабы этого безумия были так невероятны, что к 1939 году на свободе оставались лишь четыре архиерея, на которых и то были сфабрикованы «дела», чтобы в любой момент можно было их арестовать. Открытыми остались всего 100 храмов из 60 000.

В те самые страшные годы был закрыт и разграблен храм моего родного села Байки Караидельского района. Многолетние труды по строительству и благоустройству этого великолепного храма были порушены руками самих жителей села.

История храма начинается в 1822 году, когда была построена небольшая церковь во имя Архангела Михаила. Через два года после окончания строительства храма его посетил Император Александр I, он ехал из Бирска в Сатку. До 1864 года велось строительство пристроек, кое-какие средства были выделены Московским Патриархатом и Уфимской епархией, строили всем селом, каждый вносил свою лепту — кто мог, помогал деньгами, многие собственноручно помогали возводить храм. В то время было принято все основные сельские постройки выполнять общими усилиями, жители села на свои средства строили школу и многое другое. В 1895 году была сооружена колокольня, на нее подняли семь больших колоколов.

По окончании длительного кропотливого строительства это был большой богатый каменный семиглавый храм Архангела Михаила. Фундамент был заложен очень основательно, из огромных глыб белого камня и кирпичей. Купол храма (вместе с барабаном) был 5 метров в диаметре и 15 метров в высоту, внутреннее убранство радовало глаз, семиярусный позолоченный иконостас стоил 40 000 золотом, некоторые детали иконостаса были отлиты из серебра и позолочены. Храм имел два престола, стены были роскошно расписаны. Позже село Байки стало волостным центром, а храм стал духовным центром всего края.

Известно, что в 1898 году в селе служил священник Михаил Монбланов. В 2000-х годах в краеведческий музей села приезжала его правнучка, чтобы найти какую-нибудь информацию о своем прадеде. Директором музея тогда был мой отец, Николай Владимирович Балахнин, в музее он собрал множество информации об истории села и его жителей, но на тот момент о священнике Михаиле никакой информации не было. И только совсем недавно отец нашел церковную книгу регистрации родившихся и умерших, и в ней нашел дату смерти Михаила Монбланова.

Итак, храм действовал почти сто лет, пока не попал под волну антирелигиозной борьбы. Все убранство было беспощадно разграблено, здание сильно повреждено, купола с крестами были сняты, живописные фрески на стенах храма были варварски порублены топорами, а затем заштукатурены. В 1937 году был разграблен богатейший иконостас. Православные жители села остались без духовного окормления, оторванными от церковных таинств. Моя мама рассказывала, что ее свекровь, будучи глубоко верующей женщиной, вместе со своим супругом отказались вступать в колхоз. Жили они очень бедно, пускали домой путников, чтобы было на что жить — за ночевку давали овес, зерно, гречиху. Однако, им приходилось в обязательном порядке работать в колхозе бесплатно, отрабатывая двести трудодней. Свекровь, звали ее Елизавета, три дня не вставала с кровати, когда закрыли храм. Она плакала и была чрезвычайно подавлена, думали даже, что она уже не встанет, умрет. Но через три дня она, видимо, приняла волю Божию, смирилась, и жила дальше, не оставляя домашней молитвы до самой смерти, и ни разу за свою жизнь не упрекнув советскую власть и тех, кто разорял храм.

Моя тетя Зоя не вступала в комсомол по религиозным убеждениям, за что над ней издевались в школе, ставили плохие оценки, один раз даже опозорили в школьной газете, а она только плакала и молилась, когда над ней смеялись. Удивительно, что ни ее, ни бабушку Елизавету не арестовали, ведь в то время так много народу было отправлено в тюрьмы и ссылки. В те времена боялись всего — говорить о Боге, о Церкви, за любую мелочь могли заключить в тюрьму. Многих жителей села тогда забирали в ссылки или тюрьмы на 10 и более лет, их дети оставались одни, а жители села кормили их, особенно верующие, помогали чем могли. Дома у бабушки Елизаветы хранился кусок от стены храма, и тетя Зоя боялась, что его могут найти и посадить всю семью за решетку. Но бабушка Елизавета не боялась, она закопала дорогой для нее кусок камня в огороде и успокаивала тетю Зою, что никто не найдет.

В селе жили две ссыльные монахини, они занимались изготовлением украшений из папирусной бумаги к иконам, на дому читали записки от людей, этим и выживали. К ним многие обращались, когда храм не работал, крестили мирским чином на дому.

После войны рядом с храмом был детский дом, воспитанников там было очень много, сиротами остались сотни ребят. Чтобы занять чем-то детей, воспитатели посылали их в храм кидать камнями в стены, чтобы сбить остатки росписи и фресок. И дети с азартом «играли» там.

Затем здание храма было отдано под сарай, там же был склад овощей. В 1960-х годах было решено отделать здание под сельский дом культуры. Жители села своими руками разрушали оставшиеся фрески храма, расчищая здание под новый клуб. Молодежь помогала вытаскивать из храма кирпичи, мусор. Такое было время. На месте солеи была установлена сцена, а паникадило так и оставалось висеть на своем месте, но мы не знали, что это такое, думали, что такая большая необычная люстра.

Молодежь долгие годы лихо отплясывала в сельском клубе, никто не волновался о том, что это здание когда-то было храмом Божьим. Воспитание тогда было отнюдь не религиозным. Была также пристроена кинобудка для просмотра фильмов. На месте алтаря была гримерная.

«Жители села своими руками разрушали оставшиеся фрески храма…»

В те годы в селе не было ни одного священника. В 1990-х годах на какое-то время возобновились богослужения, священники часто менялись, отец рассказывал, что помнит иерея Алексея, затем иеромонаха Никандрия (Юрдонова), иерея Андрея, иерея Сергия и иерея Серафима. Притом храм действовал всего-то около полугода. Но скоро здание начало разрушаться, крыша совсем прохудилась, и из большого храма приход перешел в деревянный молельный дом, у которого тоже очень трогательная история.

Одна женщина передала ключи от храма гонителям, а затем, в искупление вины, отдала свой участок земли под строительство молельного дома. После Великой Отечественной Войны, около 1954 года, женщины села строили этот молельный дом, и сами на коровах возили стройматериалы — мужчин после войны не было, транспорта тоже. Затем молельный дом был отобран и в нем устроен детский сад. В 1990-х годах его снова вернули приходу.

Я крестилась в еще действующем большом храме вместе со своими двумя детьми Екатериной и Кириеной в 1992 году, нас крестил отец Андрей. Это был священник со своими принципами и силой воли. Он заменил звезду на стоящем рядом с храмом обелиске на крест. Конечно, крест потом был убран и сейчас там снова стоит звезда.

Сейчас каменный храм находится в абсолютно плачевном состоянии, деревянные конструкции разрушены, кровля прогнила, стены местами проломлены. Около десяти лет, до 2009 года, в селе не было священника. В 2001 году в храме были варварски выбиты окна, в алтарной части откровенно нагадили. Как будто времена гонений и вовсе не проходили…

В 2013 году храм был возращен Русской Православной Церкви. В село Байки в 2008 году был направлен служить молодой иерей Георгий Куликов, он возобновил службы в молельном доме, который теперь уже представляет собой полноценный сельский храм, украшенный иконами в самодельных резных окладах из дерева, туда были перенесены чудом сохранившиеся иконы из старого храма. Сейчас отец Георгий является настоятелем сразу пяти местных храмов, за время служения в селе Байки у них с супругой родилось четверо детей, жители очень любят батюшку, часто обращаются к нему за советом, с ним считается местный сельсовет. Тем не менее, сама приходская община все еще немногочисленна, безбожные годы не прошли даром. Зато отец Георгий организовал прекрасную воскресную школу, дети там изучают Закон Божий, занимаются рукоделием. Милостью Божьей, трудами прихода на горе был установлен поклонный крест, который видно со всего большого села и с дороги, которая проходит мимо.

Была проведена работа по оценке восстановления каменного храма, сумма составила 24 миллиона рублей. Конечно, это неподъемная сумма для села, средств просто нет. Так просто разрушать и так сложно созидать…

История воссоздана по воспоминаниям автора и её родственников

(Р)