Публикации

Следуй за Богородицей!

Дата: 04.12.2023

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13492

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — один из двенадцати самых главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви.

О чём он, этот праздник? И почему ему отведено в богослужебной жизни такое почётное место? Ведь само событие введения во Храм Девы Марии по сути не имеет прямого отношения к истории спасения человечества. Но, как сказал однажды в одной из своих проповедей на Введение митрополит Сурожский Антоний: «Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось… И есть праздники, также как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии…» — важном для всего человечества внутреннем событии, даже если историческая основа события не вполне ясна.

За основу праздника Введения взяты два апокрифических текста: «Протоевангелие Иакова» и латинское «евангелие псевдо-Матфея». Ни в одном из этих текстов (несомненно, основанных на древнем христианском предании) не сказано о самом удивительном моменте события Введения — о том, что Дева Мария была введена первосвященником в Святое Святых — в самое священное место Иерусалимского храма, куда мог входить только раз в год только сам первосвященник. О входе Девы Марии в это место говорят только тексты богослужебных книг. Так что же перед нами — богослужебная ошибка или даже фальсификация?! Разумеется, нет. И мудрые писатели наших богослужебных книг имеют в виду что-то гораздо более важное для нас, чем простое историческое событие. Вот и святитель Феофан Затворник, а в след за ним и митрополит Антоний Сурожский ясно говорят о великом духовном смысле праздника Введения во храм:

«Празднуя ныне сие действие из Ее жизни, как дети Ее по вере и духу, понудим себя и подражать сему действию по его силе и значению. Ибо еще Пророком предызображено: «приведется царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе… и введутся в храм царев» (Пс. 44, 15-16). Девы — это души верующих; храм царев — это внутреннейшее Богопребывание. Если мы — верующие, то по следам Богоматери должны восходить во внутренний Храм — пред лице Самого Царя и Бога…» — пишет святитель Феофан.

«Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом… Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых…» — говорит митрополит Антоний.

И действительно, было ли в самом деле или не было физическое вхождение будущей Богородицы во Святое Святых — не важно. Главное, что праздник и богослужение Введения говорит нам о начале пути Девы Марии — удивительного, долгого пути Её к тому, чтобы впервые в истории человечества, человек сам стал живым храмом для Бога, а сердце человека подлинно переродилось во Святое Святых — в священнейшее место, где Бог пребывает и вступает с человеком в общение.

Богородица стала первой из потомков Адама, для кого Бог перестал быть только внешней силой — став храмом, Она вместила Бога в Себя. И ведь каждый христианин призван Ей подражать! И апостол Павел говорит об этом ясно в своём первом послании к Коринфянам, напоминая, что тела верующих — это храмы Духа Святого (1 Кор. 6, 19).

Что ещё сказать в это великий день? Маленькая Девочка стоит с родителями у порога Храма. Сейчас она поднимется на первую ступень храмовой лестницы, и начнётся для будущей Божией Матери новая, духовная жизнь — начнётся Её и наша дорога к Рождеству Христову. И если мы — верующие, то должны идти вслед за нашей Царицей Небесной.

(Р)