Публикации

При чём здесь Бог?

Дата: 20.03.2023

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 15212

Крестопоклонная неделя Великого поста. С торжественным пением на середины православных храмов священники выносят Кресты, пред которыми всю неделю верующие будут с молитвой кланяться до самой земли. От этого зрелища, наверное, постороннему человеку (а тем более какому-нибудь сектанту) станет дурно: «Современные люди, а какая дикость… дремучее язычество… бессмыслица… православнутые… кланяются какой-то «деревяшке»… и что им в этих смешных поклонах… и при чём здесь Бог?»

И действительно, почему многие современные члены Православной Церкви так трепетно относится к изображению Креста? Почему, например, всё ещё есть люди, которые никогда не снимают нательные кресты? От чего, в конце концов, православные так упорно держатся за традиции и так медленно всё модернизируют?

Однажды один знакомый, снимая для какой-то нужды свой нательный крестик, сказал: «Ведь от этого моя вера не меняется». А через какое-то время я встретил другого парня с серьгами в виде Распятия в ушах и в футболке с лихо намалёванным крестом (какая-то модная «дизайнерская» одежда), и этот парень тоже называл себя христианином. А потом мне на глаза попался плакат фильма ужасов, на котором, то ли зомби, то ли призрак, держась за могильный крест, стоял посреди кладбища… Градация постепенного отступничества на лицо. И даже не нужно быть христианином, чтобы понять простую Евангельскую истину «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Но не только об этом речь.

Часто в проповедях относительно православного иконопочитания (к которому можно отнести и трепетное отношение к изображению Креста) звучат слова о том, что «поклонение перед образом восходит к Первообразу». Что это значит? Это ведь не просто холодное умозаключение философа-религиоведа, и никак не связанное с человеческой фантазией или умением что-то себе представлять. Это сказано, скорее, о свойствах живой памяти и точного знания: перед духовным взором православного христианина находится не какой-то отвлечённый или навеянный воображением образ Христа, а именно Тот самый Иисус, Сын Божий, распятый на совершенно конкретном кресте. Церковь в момент поклонения в живой памяти своей покидает само время и мысленно оказывается рядом со Спасителем в день Его страданий. А здесь уже нет места бурным эмоциям (как у тех же сектантов) или долгим рациональным рассуждениям — остаётся только поклониться страдающему Богу — из XXI столетия до земли поклониться Ему, реально (а не в воображении) пострадавшему и тем спасшему не только своих современников, но и нас, и всех, кто будет жить после. И наши физические земные поклоны в церкви в этом случае становятся естественной реакцией благодарности — самым малым, зримым свидетельством верности, как и ношение крестиков (которые легко снимаем), как золотые кресты на куполах храмов (за которые над нами смеются), как скромные кресты на могилах близких (которые мы наблюдаем в фильмах ужасов). И эта благодарность нужна не Богу, а нам, ведь, если мы отступим здесь, то за этим отступлением (уже по привычке) последуют другие, и даже идея о том, что какой-нибудь восточный божок ни чем не хуже Христа, возможно, покажется нам уместной…

Как-то давно я ехал в газели, и когда мы проезжали мимо храма, то водитель перекрестился. А я вот нет. Что мне помешало? Мысленно я подумал о Господе в этот момент, но что помешало мне при всех сказать «Слава Богу» или осенить себя Крестным знамением (ведь хотелось же)? Может быть, общественное мнение и излишняя рассудительность, которые мешают совершать те же полоны в храме и в простоте сердца соблюдать установления Церкви? К чему тогда высокие рассуждения о вере, духовности и нравственности, если даже такой малости не могу сделать для Того, Кто в любом случае, взойдя на Крест, полонился Отцу Небесному ниже, чем до земли?..

(Р)