Публикации

Страницы шепчут о Вечном

Дата: 15.03.2017

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 5922

14 марта в России отмечают День православной книги, установленный решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

На протяжении более тысячи лет история становления нашего государства была неразрывно связана со Святой Церковью. Невозможно теперь представить чистое поле без возвышающихся куполов над рекой и колокольного звона, растворяющегося в утреннем рассвете. Вся история, право, закон, искусство, литература, вся земля проникнута чистыми ручьями Православия, и именно эта вера, что бы сейчас не говорили, оказала основное влияние на развитие и просвещение государства.

Россия не была бы такой, какой ее сейчас знает весь мир, и без одного из своих главных богатств — литературы. Мы по праву носим такое ответственное и высокое звание — потомков Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чехова, которые по емкому выражению одного американца «пропитаны Православием». Мы говорим на одном с ними языке, крестимся одинаковым троеперстием и верим в одного Бога, и эта мысль заставляет задуматься о многом. Люди, живущие в другую эпоху, создали книжных героев, которые решают те же проблемы, страдают и любят так же, как и житель XXI века, оттого они не могут оставить равнодушными.

Когда человек приходит в Церковь, он слышит такие понятия как «православная музыка», «православное кино», «православная выставка», «православная книга». Культура может соединяться с религией, в результате чего рождается произведение искусства — великое, гениальное, чарующее, которое перевернет души и сердца многих людей во всем мире. Говорить об этом можно бесконечно долго, но сегодня хочется сказать о книге.

Что такое «православная книга»? И чем она отличается от неправославной? Каким критерием она должна обладать, чтобы мы уверенно сказали: это произведение — православное, а это — нет? Совсем не обязательно, чтобы героями книг были священники и монахи, а действие обязательно бы происходило в монастыре или храме. Если главный герой книги среднестатистический человек, который ест, спит, работает, живет, решает какие-то свои насущные проблемы, ищет смысл жизни и находит его — это произведение нельзя отнести к неправославному. Поиск Бога и обретение Его — это то, чему нас учит Православие, которое является единственной истинной верой, приводящей к Самому Христу, а значит, понятие православной литературы намного обширнее и глубже. На страницах не должен явно присутствовать Господь, могут даже не цитироваться Евангелие и Послания святых апостолов, но присутствие Кого-то Святого, Доброго, Прекрасного, Совершенного будет все равно ощущаться, а через такую книгу человек впервые задумается о Вечном.

Вся обширная сокровищница русской классической литературы только подтверждает эту мысль. Все произведения, вошедшие в золотое наследие, несут в себе весть о Боге и Воскресении: кто-то из писателей свято верит в эту истину, кто-то сомневается, борется с сомнениями и предлагает читателю пройти с ним путь от неверия к обретению веры, некоторые могут откровенно называть себя неверующим, но учить простым добродетелям. Если, например, Лев Толстой в конце жизни отступил от Святой Церкви и насмехался над ее Таинствами, то ранние его произведения проникнуты верой, искренностью и легкостью. Невежеством было бы считать, что чтение всей классической литературы (в частности, русской, ибо у многих европейских писателей иной менталитет и смысл жизни) — грех и лишняя трата времени.

В китайском языке иероглиф «интересный» имеет дословный перевод как «имеющий смысл». Древний мудрый Восток вновь приоткрыл современному человеку завесу тайн бытия: книга должна быть интересной, именно в этом глубинном смысле — она должна иметь смысл, доносить его до читателя, может быть, переворачивать душу и менять мировоззрение, заставлять мыслить выше земного существования.

Так что же такое православная книга? И зачем нужна художественная литература, если главное сокровище мы уже получили — Евангелие и Послания апостолов? Что нового может сказать человек в XXI веке, что не знали, например, двести лет назад? Серьезная книга, изначально глубокая по содержанию и смыслу, не может не нести в себе уроки, полезные для души. Многие писатели выросли на Евангелии и впитали в себя эти чистые и истинные слова сердцем, поэтому и многие их произведения глубоко духовны.

Две тысячи лет назад в Евангелии было сказано, казалось бы, все и представлены ответы на все вопросы: о жизни и смерти, справедливости и воздаянии, добродетелях и пороках, но часто человека еще нужно привести к чтению и пониманию этой Великой Тайны пришествия Сына Божьего. Православная литература может ненавязчиво подвести человека к главному литературному знакомству в своей жизни — Евангелию, и тогда начнется великое восхождение в Вечное и обретение смысла.