Публикации

Солнце над Японией

Дата: 16.02.2023

Просмотров: 16457

Всегда думаю о смерти,
Боюсь умереть,
Хочу погибнуть достойно.

Сёва Моримура

Большое мягкое солнце каждый день встает над миром и нежно согревает его своими теплыми лучами. Оно было создано для этой благородной цели, и до последних времен будет послушно выполнять свою работу. Оно одинаково встает над каждым человеком, над каждой страной, не выбирая самых успешных, самых богатых, умных, образованных. Солнце является символом любви Бога к человечеству. Только Господь нелицеприятно любит каждого человека: русского, украинца, американца, китайца, африканца — для Него нет национальности, нет внешних признаков человека. Чистое, преданное, честное сердце — вот что требует Создатель от каждого человека и по-прежнему повелевает солнцу вставать над всей планетой.

Но есть одна маленькая страна на востоке огромного земного шара, которая особо любима солнцем — ее так и называют «родина солнца» или «страна восходящего солнца» — Япония. Она загадочна, непонятна, сказочна и прекрасна — это страна хокку, цветущей сакуры, тихих садов, Рюноскэ Акутагавы и Кобо Абэ. Долгое время Япония была закрытой страной, и ее жители с опаской относились к иностранцам и их культуре. Мы и сейчас, возможно, не поймем друг друга во многих аспектах жизни, но в одном мы искренне едины — это Православие.

Сейчас все больше японцев принимает православную веру, Японская Православная Церковь имеет свою автономию и благополучно развивается на небольших островах, но вся заслуга принадлежит одному подвижнику — архиепископу Николаю (Касаткину). Именно он передал японцам спасительную веру Христову и научил их так, что по прошествии столетия вся Япония помнит, любит и уважает своего святителя.

 Равноапостольный Николай Японский

Архиепископ Николай (Касаткин)

В душе каждого человека, каким бы он ни был и где бы ни находился, живет маленькая искорка памяти об Истинном Едином Боге, и душа, созданная Им, смутно помнит Своего Создателя, а дело миссионера — разбудить воспоминания о Христе и зажечь сердце любовью к Нему. Так и в Японии можно было разглядеть отголоски учения Христова.

«Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести», «нужно умеренно питаться и не допускать распущенности», «в обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе» — гласит кодекс самурая.

Законами о чести, справедливости, уважением к старшим пропитана вся культура Японии. Однако когда в эту цветущую страну прибыл молодой монах Николай (Касаткин) его приняли весьма враждебно.

«Когда я ехал туда, — вспоминал архиепископ, — я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом веры в руках — с крестом. Вот, пронесется в ее тьме весть о Христе, и все обновится. Приехал, смотрю — моя невеста спит самым прозаическим сном и даже совершенно не думает обо мне».

Япония

С этого дня он навеки стал принадлежать Японии, но его приняли как врага: травили собаками, выгоняли из школы, куда он ходил изучать японский язык, и сторонились.

«Тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи», — писал молодой иеромонах Николай.

Тогда отец Николай начал изучать японский язык, культуру и традиции японского народа, и так преуспел в учении, что превзошел самих японцев, о чем свидетельствует его труд «Сеогуны и микадо», который и поныне актуален. Но первые плоды своей проповеди он получил только через восемь лет, пройдя через многие труды и искушения. Так однажды к нему пришел самурай и жрец Такума Савабе с твердым намерением убить святителя, посчитав, что от этого человека придет гибель для Японии. Как и ученик Христов первоверховный апостол Павел, он был искренним в своем заблуждении, верным стране и вере предков и горячий сердцем. В ответ на свое грозное обвинение самурай услышал смиренный ответ:

«Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, потом и суди».

Слова православного священника не оставили равнодушным самурая, и он начал слушать. А через некоторое время пришел вновь. Господь призвал бывшего жреца послужить Себе, как и тогда апостола Павла, поэтому особо промыслительно, что Савабе принял в Крещении имя этого первоверховного апостола. Пылкий и мужественный Савабе принялся проповедовать христианство в своей стране, и вскоре Крещение приняли его друзья — во святом крещении Иоанн, впоследствии ставшим первым епископом-японцем, и Иаков. Это был день рождения Японской Православной Церкви.

Священник, самурай

Священник Павел (Такума Савабе)

Отец Николай со своими помощниками начали перевод Священного Писания и богослужебных книг на японский язык, проповедовали православную веру, и число принимающих Крещение росло с каждым днем. В 1891 году в Токио был освящен православный храм, до сих пор поражающий своим величием и красотой, японцы дали ему название «Николай-до», что означает «храм Николая». Колокольные переливы собора так поразили японцев, что они как бабочки слетались на неслыханные ранее звуки.

Тот день был «подведением итогов» после многих лет. Одино­ким пришел отец Николай в Японию, не зная языка, не имея помощи от лю­дей, и вот теперь, пройдя через многие испытания, он освящал прекрасный храм — символ пробуждения души народа этой страны — восходящего Солнца. И ныне этот храм является гордостью Японии.

Равноапостольный Николай основал семинарию, женское православное училище, преподавал богословские предметы, издавал православные книги и журналы на японском языке. Громаден труд архиепископа по переводу богослужебных книг.

Владыка Николай составил русско-японский словарь и словарь духовных терминов, которых не было прежде в японском языке. Так Бог был объяснен как Существо не только абсолютное, но и личное, дано было православное понимание рая и свободной воли. Владыка Николай создал для японцев христианский язык и стремился поднять их до понимания Евангельского и богослужебного языка.

Равноапостольный Николай Японский с паствой

Святитель Николай со своей паствой

Во время русско-японской войны вся Япония с нетерпением ждала ответ владыки: останется он ныне во враждебной стране или уедет на родину? И епископ выбирает жизнь со своей паствой, потому что он искренне любил Японию и ее народ. Равноапостольный Николай — единственный иностранец, который был так уважаем в «стране восходящего солнца» после императора.

Когда он умирает, император Мэйдзи лично дает разрешение на захоронение останков русского архиепископа в пределах города и присылает погребальный венок от своего имени. Десятки тысяч православных и иноверцев провожали гроб святителя, и в этот день даже был издан указ, разрешающий желающим пойти на похороны, не являться на работу. Так прощалась Япония — загадочная, таинственная и прекрасная — со своим Апостолом.

Кафедральный собор Воскресения Христова, Япония

Воскресенский кафедральный собор Японской Православной Церкви

После смерти святителя православные японцы хотели перенести мощи в часовню при токийском храме, но местные власти запретили: святой Николай принадлежит всему народу Японии, и каждый японец, в независимости от вероисповедания, должен иметь возможность приходить к русскому по крови, но японцу по духу и жизни православному епископу.

А над Японией продолжает всходить большое, мягкое солнце и нежно согревать землю, скоро придет весна и украсит остров цветущей сакурой. Но сто лет назад над Японией впервые взошло новое вечное Солнце Правды — Христос. И мы, говорящие на разных языках, с разной историей, обычаями, живущие века в изоляции друг от друга, единым сердцем и устами восхваляем Спасителя и знаем, что можем понять друг друга, ведь стали едины во Христе Иисусе.

Японская Православная Церковь

Епископ Сендайский Серафим и Митрополит Токийский и всея Японии Даниил

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», — писал апостол Павел, в честь которого нарекли первого крестившегося японца, а древний поэт Японии Исса пророчески вторит ему:

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

P.S.: сейчас в Японии насчитывается три епархии, а предстоятелем является митрополит Даниил (Нусиро). В Токио действует единственная духовная семинария, монастырь, православное сестричество и общество православной молодежи. Молодая Церковь развивается и растет.

Евгения БАЛЬСУНОВА