Солнце над Японией
Просмотров: 16457
Всегда думаю о смерти,
Боюсь умереть,
Хочу погибнуть достойно.
Сёва Моримура
Большое мягкое солнце каждый день встает над миром и нежно согревает его своими теплыми лучами. Оно было создано для этой благородной цели, и до последних времен будет послушно выполнять свою работу. Оно одинаково встает над каждым человеком, над каждой страной, не выбирая самых успешных, самых богатых, умных, образованных. Солнце является символом любви Бога к человечеству. Только Господь нелицеприятно любит каждого человека: русского, украинца, американца, китайца, африканца — для Него нет национальности, нет внешних признаков человека. Чистое, преданное, честное сердце — вот что требует Создатель от каждого человека и по-прежнему повелевает солнцу вставать над всей планетой.
Но есть одна маленькая страна на востоке огромного земного шара, которая особо любима солнцем — ее так и называют «родина солнца» или «страна восходящего солнца» — Япония. Она загадочна, непонятна, сказочна и прекрасна — это страна хокку, цветущей сакуры, тихих садов, Рюноскэ Акутагавы и Кобо Абэ. Долгое время Япония была закрытой страной, и ее жители с опаской относились к иностранцам и их культуре. Мы и сейчас, возможно, не поймем друг друга во многих аспектах жизни, но в одном мы искренне едины — это Православие.
Сейчас все больше японцев принимает православную веру, Японская Православная Церковь имеет свою автономию и благополучно развивается на небольших островах, но вся заслуга принадлежит одному подвижнику — архиепископу Николаю (Касаткину). Именно он передал японцам спасительную веру Христову и научил их так, что по прошествии столетия вся Япония помнит, любит и уважает своего святителя.
Архиепископ Николай (Касаткин)
В душе каждого человека, каким бы он ни был и где бы ни находился, живет маленькая искорка памяти об Истинном Едином Боге, и душа, созданная Им, смутно помнит Своего Создателя, а дело миссионера — разбудить воспоминания о Христе и зажечь сердце любовью к Нему. Так и в Японии можно было разглядеть отголоски учения Христова.
«Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести», «нужно умеренно питаться и не допускать распущенности», «в обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе» — гласит кодекс самурая.
Законами о чести, справедливости, уважением к старшим пропитана вся культура Японии. Однако когда в эту цветущую страну прибыл молодой монах Николай (Касаткин) его приняли весьма враждебно.
«Когда я ехал туда, — вспоминал архиепископ, — я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом веры в руках — с крестом. Вот, пронесется в ее тьме весть о Христе, и все обновится. Приехал, смотрю — моя невеста спит самым прозаическим сном и даже совершенно не думает обо мне».
С этого дня он навеки стал принадлежать Японии, но его приняли как врага: травили собаками, выгоняли из школы, куда он ходил изучать японский язык, и сторонились.
«Тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи», — писал молодой иеромонах Николай.
Тогда отец Николай начал изучать японский язык, культуру и традиции японского народа, и так преуспел в учении, что превзошел самих японцев, о чем свидетельствует его труд «Сеогуны и микадо», который и поныне актуален. Но первые плоды своей проповеди он получил только через восемь лет, пройдя через многие труды и искушения. Так однажды к нему пришел самурай и жрец Такума Савабе с твердым намерением убить святителя, посчитав, что от этого человека придет гибель для Японии. Как и ученик Христов первоверховный апостол Павел, он был искренним в своем заблуждении, верным стране и вере предков и горячий сердцем. В ответ на свое грозное обвинение самурай услышал смиренный ответ:
«Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, потом и суди».
Слова православного священника не оставили равнодушным самурая, и он начал слушать. А через некоторое время пришел вновь. Господь призвал бывшего жреца послужить Себе, как и тогда апостола Павла, поэтому особо промыслительно, что Савабе принял в Крещении имя этого первоверховного апостола. Пылкий и мужественный Савабе принялся проповедовать христианство в своей стране, и вскоре Крещение приняли его друзья — во святом крещении Иоанн, впоследствии ставшим первым епископом-японцем, и Иаков. Это был день рождения Японской Православной Церкви.
Священник Павел (Такума Савабе)
Отец Николай со своими помощниками начали перевод Священного Писания и богослужебных книг на японский язык, проповедовали православную веру, и число принимающих Крещение росло с каждым днем. В 1891 году в Токио был освящен православный храм, до сих пор поражающий своим величием и красотой, японцы дали ему название «Николай-до», что означает «храм Николая». Колокольные переливы собора так поразили японцев, что они как бабочки слетались на неслыханные ранее звуки.
Тот день был «подведением итогов» после многих лет. Одиноким пришел отец Николай в Японию, не зная языка, не имея помощи от людей, и вот теперь, пройдя через многие испытания, он освящал прекрасный храм — символ пробуждения души народа этой страны — восходящего Солнца. И ныне этот храм является гордостью Японии.
Равноапостольный Николай основал семинарию, женское православное училище, преподавал богословские предметы, издавал православные книги и журналы на японском языке. Громаден труд архиепископа по переводу богослужебных книг.
Владыка Николай составил русско-японский словарь и словарь духовных терминов, которых не было прежде в японском языке. Так Бог был объяснен как Существо не только абсолютное, но и личное, дано было православное понимание рая и свободной воли. Владыка Николай создал для японцев христианский язык и стремился поднять их до понимания Евангельского и богослужебного языка.
Святитель Николай со своей паствой
Во время русско-японской войны вся Япония с нетерпением ждала ответ владыки: останется он ныне во враждебной стране или уедет на родину? И епископ выбирает жизнь со своей паствой, потому что он искренне любил Японию и ее народ. Равноапостольный Николай — единственный иностранец, который был так уважаем в «стране восходящего солнца» после императора.
Когда он умирает, император Мэйдзи лично дает разрешение на захоронение останков русского архиепископа в пределах города и присылает погребальный венок от своего имени. Десятки тысяч православных и иноверцев провожали гроб святителя, и в этот день даже был издан указ, разрешающий желающим пойти на похороны, не являться на работу. Так прощалась Япония — загадочная, таинственная и прекрасная — со своим Апостолом.
Воскресенский кафедральный собор Японской Православной Церкви
После смерти святителя православные японцы хотели перенести мощи в часовню при токийском храме, но местные власти запретили: святой Николай принадлежит всему народу Японии, и каждый японец, в независимости от вероисповедания, должен иметь возможность приходить к русскому по крови, но японцу по духу и жизни православному епископу.
А над Японией продолжает всходить большое, мягкое солнце и нежно согревать землю, скоро придет весна и украсит остров цветущей сакурой. Но сто лет назад над Японией впервые взошло новое вечное Солнце Правды — Христос. И мы, говорящие на разных языках, с разной историей, обычаями, живущие века в изоляции друг от друга, единым сердцем и устами восхваляем Спасителя и знаем, что можем понять друг друга, ведь стали едины во Христе Иисусе.
Епископ Сендайский Серафим и Митрополит Токийский и всея Японии Даниил
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», — писал апостол Павел, в честь которого нарекли первого крестившегося японца, а древний поэт Японии Исса пророчески вторит ему:
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
P.S.: сейчас в Японии насчитывается три епархии, а предстоятелем является митрополит Даниил (Нусиро). В Токио действует единственная духовная семинария, монастырь, православное сестричество и общество православной молодежи. Молодая Церковь развивается и растет.
Евгения БАЛЬСУНОВА
| Проголосовало: За - 3, против: 0. Общий рейтинг: 3 |
|