Публикации

А как Вы подошли к посту?

Дата: 14.12.2016

Автор: Екатерина Русина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11982

На духовные вопросы православных челнинцев отвечает иерей Евгений Ступицкий.

Отец Евгений:

— Я вот хотел у вас спросить — как вы к Рождественскому посту подошли? С радостью?

— Да, с радостью! У Господа Рождество скоро, поэтому радостный пост.

— Вот! И все уже, наверное, отказались от гостей, юбилеев, дней рождения и так далее, да? Ну, у родственников же, как специально — как пост — так у них дни рождения и прочие праздники.

— И еще Новый Год!

— Вот, опять же Новый Год — базы, шашлыки....

— Батюшка, а если в семье скромная встреча Нового Года — так это каждый раз почти развод!

— Ко мне сегодня одна женщина подошла и говорит: «Батюшка, я такой грех, такой грех совершила, я столько лет, оказывается, ничего не знала и делала такой грех!» Я ей говорю — да какой грех-то? «Ну вот, — говорит, — у нас в храме есть крест в левом приделе, и возле креста подсвечник, а рядом стол канона и на нем тоже подсвечники, так вот я и ко кресту ставлю свечки за упокой и на столик ставлю свечки. А мне сказали — ты что, возле креста же не за упокой, а за здравие ставят! А я всю жизнь туда за упокой ставлю. Ой, какой грех, ой какое горе!»

Вот, что получается. Мы думаем, что Православие — это такая религия, что шаг влево шаг вправо — расстрел. И не дай Бог сделать так, а не иначе, и забываем, что наш Бог есть Бог живой и Бог живых, и мы с вами живем среди людей живых, а они, эти живые люди, живут не в монастыре, а в миру. И мы тоже живем в миру. Из-за этого у нас получается несоответствие — мы хотим прийти к Богу, а от мира как бы начинаем отдаляться. И думаем про людей — живите сами как хотите, празднуйте ваши дни рождения, хотите и Новый Год празднуйте, а мы нет — мы пойдем к Богу, нам нельзя. Ну так почему же нельзя? Только вчера читали Евангелие:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).

То есть иди в мир и постись. Не говорят же — вот, надо нацепить на себя скорбную мину — у-у-у, я пощусь, и всем показывать, что я весь в мыслях о грехах мира, как помните: «Уйди, старушка, я в печали».

Так и эта женщина! Я говорю — ведь Бог знает ваше сердце, он видит ваше сердце! Да в любом месте, где бы вы ни поставили — хоть за упокой, хоть за здравие — куда хотите, можете поставить. Просто сложилось в церкви традиция, что за упокой мы ставим свечки на канон, а за здравие — во всем храме. Но это только традиция, не более того. Это не правило, не закон.

Вот теперь она будет загонять себя мыслью, что всю жизнь ставила свечки за упокой не туда, какое она сделала страшное преступление. Да нет никакого преступления. И если у вас родственники празднуют день рождения во время поста, если у вас есть семейная традиция — праздновать вместе, кто вам запрещает? Вы только заранее побеспокойтесь о своем праздничном постном меню. У нас пост этот, слава Богу, не строгий — разрешается рыбка, даже по монастырскому уставу разрешается рыбка в субботу и воскресение. А для мирян, конечно, монастырский устав не обязателен. И, как правило, в мирских православных календарях мы можем видеть, что рыбка разрешается все дни кроме среды и пятницы. То есть вполне по силам такой пост.

Вот 31 декабря — праздник. Все-таки все мы со своими греховными привычками, страстями. Мы пытаемся стать лучше, но сразу это не получается. А тут вдруг мы будем отслеживать, что именно 31 числа — это день со среды на четверг. Со среды на четверг, если нет поста, разрешается даже венчаться! Со среды на четверг, значит, разрешается и брачный пир, и, естественно, благословляется супружеское ложе. А тут мы будем сидеть перед телевизором, и не дай Бог нам поднять бокал шампанского. Ну, нет, конечно. Грехов-то больше других творим. У нас столько зла в сердце, у нас столько нелюбви к людям, а мы будем отслеживать — вот это кушать, а это нет. Конечно, это неправильно. Мы должны понимать, что Православие не отрывается от жизни, от нашего быта — нет, Православие, наоборот, очень гармонично. Вообще Православие можно назвать наукой потому, что оно бесконечно для постижения, для изучения. И это такая наука, которая вникает в область всей жизни человеческой, буквально в каждую его ситуацию, в каждый момент бытия. И ничего там нет такого, что должно нас отвергнуть от этого мира, кроме одного — грехов. Вот от грехов мы должны уходить.

А что такое грех? Грех с греческого переводится как «промах». То есть мы промахнулись мимо своей цели, где-то хотели сделать как лучше, а получилось как всегда. Опять промахнулись.

Но разве будет грехом, если мы сядем с близкими за столом — конечно не пьянки ради, а с задушевной беседой, поддержать семейные традиции, семейный уют и отпраздновать наступление Нового Года. Да, у нас сейчас светское государство, а не религиозное, поэтому Новый Год встречается по светскому календарю, а не по церковному.

Так что, мои хорошие, со спокойной совестью приходите на дни рождения, только заранее предупреждайте — вы уж меня простите, можно я для себя куплю рыбку или кальмаров каких-нибудь креветок, и буду их кушать. Пускай готовят, что они кушают. Готовят они барашка — да ради Бога. Во славу Божью, пускай кушают барашка, если они не постятся, а вы уж заранее позаботьтесь для себя о постном меню и всё, а постное меню у нас в этот пост так сказать разнообразное.

— Батюшка, по поводу семейных праздников, вроде, решили. А как же корпоративные праздники?

— Абсолютно такая же ситуация. Единственное, что корпоративный праздник подразумевает, что после определенной дозы горячительного напитка следует безудержное веселье — то есть различные конкурсы, а конкурсов сейчас тьма, почти все они достаточно непристойные, все они начинаются ниже пояса. И приколы все — чем дальше, тем хуже. И конечно дальше танцы, пляски — кто с кем. Тут надо ситуацию контролировать. Как начинается разгул — со всеми обнялись, поздравили и откланялись. Самое главное — чтобы вы не были для коллектива белой вороной — что вот, собираемся все вместе, вместе работаем, трудимся, и я вот не приду, я тут пощусь, нет.

Сейчас просто у меня родственницы выходят замуж за татарских юношей, а у их родителей вдруг щелкнуло — о, я буду ходить в мечеть. А раз ходить в мечеть — то я больше не буду никуда ходить, где есть спиртное, всё. То есть они не приходят. Раньше мы встречались на днях рождения, каких-то семейных праздниках, теперь я их не вижу уже лет пять вообще. Нонсенс? Нонсенс, конечно. Я даже забыл, как они выглядят. Потому что ну нельзя по Корану (не знаю как там точно), им пить спиртное, а теперь они говорят, что нам нельзя даже присутствовать там, где спиртное. Для нас, для нормальных людей это считается уже как-то неправильно. Не то, что неуважение — человек становится фанатиком. Нет проблем — если ты хочешь исполнять до буквы все законы, которые тебе предписывает твоя религия — иди в монастырь. Хотя у мусульман, наверное, нет монастырей — жаль. Но для православных это не проблема — если хочешь, удаляешься от мира, удаляешься от родственников, раздаешь им всё свое имение, благословляешь их на дальнейшую жизнь и уходишь в затвор чтобы молиться за них и за весь мир. Подвиг? Подвиг. Дай Бог, чтоб каждый, кто желает такого подвига — выдержал его с честью.

— То есть если тебе тяжело, но ты ради любви, ради Господа это делаешь, то можно пойти?

— Конечно. Вот об этом то и говорится в Православии. Ведь Иисус Христос как говорит — только по любви между вами узнают, что вы христиане. А где же моя любовь, если я отворачиваюсь от семьи, не прихожу на их праздники, на дни рождения, торжества. На похороны я, конечно, приду, чтоб проводить в последний путь. А вот порадоваться с ними — это я не могу себе позволить.

Но мы ведь живем среди людей. Мы должны так проявлять любовь к своим близким, чтобы люди заражались от нас этой любовью.

— А если ты сам еще слабый, тебя самого еще не на ту дорогу тянет?

— Ну, на какую дорогу? Среди нас никого нет сильных-то. Вы найдите среди нас сильного! Мы все здесь слабенькие. Мы все постоянно куда-то да попадаем, спотыкаемся. Но, опять же, надо через исповедь, через покаяние, через Причастие снова вставать и идти дальше. Здесь нет ни одного святого человека. Поэтому Бог для этого и создал Церковь. Он же дал Церковь не для того, чтобы только праведники туда ходили, а наоборот — для того чтоб спасались люди, которые ищут спасения, чтобы именно грешники излечивали в  Церкви свои грехи.

Даже в молитве при исповеди батюшка читает — чадо, Иисус Христос пред тобой! Поэтому ты не оглядываясь назад расскажи о всех своих грехах и «да неисцелен не изыдеши». То есть неисцеленным не уйдешь. Церковь как лечебница от грехов. Поэтому надо исповедаться обязательно, для этого она и существует. Для этого существуют эти Таинства. А после того, как мы исповедались — тут еще одно Таинство нам разрешается — причаститься. А уж по Причастию сам Господь начинает нас изменять. Я Его принимаю внутрь себя — поэтому и называется «причастие». Я сопричастен Богу, а Бог сопричастен мне. Мы соединяемся с Богом, с Божеством внутри себя. Это, конечно, самое великое Таинство, самое страшное и самое сладкое, которое есть в мире, которое нас изменяет и защищает от нападений бесовских. Можно, конечно, и с языческой стороны подойти — то есть мы будем причащаться, чтобы защищаться от бесов как от сглаза. Это тоже неправильно, нет, Таинство Причастия оно для нас и для Бога как таинство соединения, воссоединения друг с другом. Бог через Причастие соединяется с нами, а мы — с Ним, это самое главное. А последствия этого соединения могут быть различные. Кто-то через Таинство Причастия избавляется от рака, кто-то избавляется от пагубных страстей, таких как блудные грехи или сквернословие. Кто-то через Причастие решает другие свои проблемы, Бог всем помогает исходя из их сердечных нужд и просьб. Но это нам надо делать всегда.

Поэтому не бойтесь, так сказать, жить в миру! Не убегайте из мира. Бог поселил нас здесь, а не в монастыре. Но необходимо прибегать к Церкви как к очистительной помощи.

— Спаси Господи, батюшка!

Продолжение здесь