Публикации

Петр и Павел: два непохожих апостола

Дата: 12.07.2024

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 18462

Зачастую в Церкви «красным днем календаря» отмечаются события, которые в мирском понимании скорее трагичны, нежели радостны (например, Усекновение главы Иоанна Предтечи). 12 июля — день, когда, согласно преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.

Петр и Павел — два столпа веры — два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор — приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) — еврейское слово, означающее «скала, камень», было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного, и, как бы сейчас сказали, его «коллегой по семейному бизнесу», оба они промышляли рыбной ловлей.

Не отягощенный образованием или ученостью Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере — горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос — и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа, сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный».

Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время — его страданий в Гефсиманском саду. Там горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя, «прежде нежели пропел петух». А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы.

Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами — «паси овец моих».

По преданию, вдохновившему Генриха Сенкевича на написание целого романа «Камо грядеши?», римские христиане очень боялись, что Петра подвергнут тяжелейшим пыткам и издевательствам и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге Петр увидел идущего к нему навстречу Христа.

«Видишь это сияние — вон оно, приближается к нам?» — молвил Петр, остановясь. «Я ничего не вижу», — отвечал Назарий. Минуту спустя Петр, приставив к глазам ладонь, сказал: «К нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии».

Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола. Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: «Христос! Христос!» И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика: «Куда идешь, Господи?». До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот, наконец, Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо: «Куда идешь, Господи?» — «В Рим», — тихо отвечал апостол». («Камо грядеши?», Г. Сенкевич)

Имя Павла, первоначально Саул, или Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», было дано ему в честь первого иудейского царя. Богатые и знатные родители, принадлежавшие фарисейской партии, воспитывали мальчика в строгом религиозном духе. Семья имела римское гражданство. Повзрослев, «книжник и фарисей» Павел становится настоящим иудейским «инквизитором». По своей особой ревности он выпрашивает у Синедриона разрешение повсюду преследовать и приводить в Иерусалим связанными приверженцев новой секты, «еретиков-назореев», как тогда называли христиан.

Избрание апостола Павла на апостольское служение абсолютно непостижимо и даже абсурдно с позиции человеческого разума. Человек, яростно сопротивлявшийся распространению учения Христа, вдруг становится пламенно верующим. Ему является Сам Христос со словами. «Я Иисус, Которого ты гонишь». В том, кто еще вчера был для него всего лишь распятым неудачником, Павел узнает Бога.

Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого — еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу со Христом, Павел свидетельствует о нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и… терпит гонения. Им основано множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания, которые получают название «Павлово Евангелие».

В Павле не было лукавства, он был всем открыт: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал, — пишет он в своих посланиях, — кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29). Именно Павел «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти» (2 Кор. 11, 23). «Приключения» апостола порой напоминают современный боевик: «в Дамаске областной правитель стерег город, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна и избежал его рук». Павел принял мученическую кончину: его, как римского гражданина, обезглавили.

Судьбы этих двух удивительных христианских первопроходцев наводят на мысль о таинственной глубине человека, которую один только Бог может увидеть. Как, например, в рыбаке Симоне кроется «камень» Петр, и как в гонителе Савле сокрыт «избранный сосуд» Павел. Апостол Петр потому стоит так твердо, что как бы высоко ни вознес Бог, его сокрушенное сердце всегда помнит о глубине падения, он до самой смерти плакал, слыша пение петуха. Павел говорил о себе, что «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию».(1 Кор. 15, 9).

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5, 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3, 5-8, 12).