Публикации

Святитель Иоанн: русский чудотворец заграницей

Дата: 02.07.2023

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13636

Невольно удивляешься, впервые знакомясь с житием архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Он исцелял безнадежно больных, неожиданно появлялся там, где особенно нужна была помощь, говорил слова, смысл которых был понятен порой лишь через несколько лет. И все это — в скромном на чудеса XX веке! 

Хотя, что такое чудо? Каждая спасенная от гибели и преображенная душа — не чудо ли? Святитель Иоанн в своей речи на хиротонии во епископы в мае 1934 года так рассказал о задачах, которые видит перед собой как перед архипастырем: «…привлекать людей к единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни!». Он подчеркивал ответственность пастырей за свою паству, и всю жизнь стремился не потерять ни единой вверенной ему Господом души.

В епископском сане он будет направлен в Шанхай для окормления русских православных в Китае. Но с приходом там к власти коммунистов, они вынуждены будут эмигрировать — через Филиппины в Америку, Австралию и Францию. Святитель много потрудился, чтобы добиться безопасного переселения русских. Но прежде всего, он молился. И в силе его молитвы убеждаешься по тем многочисленным чудесам, которые являл Господь. Например, отсутствие тайфунов на Филиппинском острове Тубабао длительное время — ровно столько, сколько находились там русские переселенцы. Филиппинцы и сами говорили, что стихии ждать не стоит, пока «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Известно, что тайфун снес все живое на тех островах сразу после того, как русские эмигранты уехали оттуда. Святитель был в Европе, а затем в Сан-Франциско, и всегда оставался преданным своей пастве. Отец Иоанн, будучи архиепископом Брюссельским и Западноевропейским или Сан-Францисским, до последних дней оставался в том числе и «шанхайским» — потому что никогда не забывал никого, доверившего ему свою душу.

И люди тянулись к святителю Иоанну. Уже при жизни он слыл чудотворцем, и его святость привлекала многих, где бы он ни находился, в любой точке мире. Но главной его чертой оставалась простота — и в общении с людьми, и в написанных им трудах, которые ясно и безоговорочно, лаконично и без лишних интерпретаций, основывались на Священном Писании и учении Святых Отцов. Именно его простоту — святую, терпеливую, кроткую и мудрую — вспоминают многие из тех, кому посчастливилось знать владыку. Он сразу находил общий язык с каждым, особенно с молодежью и детьми. Вообще воспитанию детей иммигрантов он уделял много времени, и считал эту задачу одной из самых важных. Он посещал русские школы, приюты. Много воспоминаний осталось о святителе у тех детей, которые сейчас уже стали, конечно, взрослыми и даже состарились. Все они с благодарностью вспоминают владыку, который хоть и был строгим, но излучал небывалую доброту и любовь.

Много исцелений совершил святитель Иоанн. Он часто бывал в госпиталях, посещал русских, помогал, долго молился, и Господь посылал долгожданное выздоровление. При этом владыка никогда не отказывал, если его просит о помощи, например, католик или протестант. А просящих было много — все знали о Духовных Дарах святителя, все знали, что он свят, и старались прикоснуться к Божией благодати.

Святитель Иоанн беспрестанно молился и строго постился. Уже в семинарии заметили величайший подвиг аскетизма молодого иеромонаха. Студенты обнаружили, что Иоанн никогда не ложился спать, засыпал лишь от изнеможения, иногда во время земного поклона в углу под иконами. Известно, что до конца своей жизни он никогда не спал на кровати, носил простую одежду и сандалии без носков — в любую погоду, в дождь и в морозы. Несмотря на все чудеса, которые совершались по его молитвам, он сохранял необыкновенное смирение и простоту. Владимир Рэн — потомок русских эмигрантов, лично знавший владыку, рассказывает, что святитель Иоанн никогда не указывал человеку, каким он должен быть. Он говорил: «Ты должен молиться — вот главное». К нему люди приходили, потому что он никогда не говорил: «Ты плохой…» Он говорил: «Ты человек. Я тебе протягиваю руку. Ты хочешь взять ее? Бери. Не хочешь? Не бери. Но я — здесь». И люди тянулись к нему».

Святитель Иоанн знал дату своей смерти. Это случилось 19 июня (2 июля по н.ст.) 1966 года во время архипастырского посещения города Сиэтла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной. В возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья мирно отошел ко Господу святитель Иоанн — великий праведник, угодник Божий, показавший зарубежному миру истинное Православие, наполненное любовью, милосердием и самоотвержением.