Размышления о Пасхальном крестном ходе
Просмотров: 13558
Мы так привыкли к каждодневным крестным ходам, что они нам кажутся неотъемлемой частью Светлой седмицы. Но Типикон ничего не говорит о крестном ходе на Пасху. В 50-й главе Типикона, описывающей практику богослужения в период Пятидесятницы, говорится только о выходе братии монастыря через северные двери в притвор. Это предполагало выход через боковую галерею храма ко входу, ни о каком крестном ходе вокруг храма речь не идет [1]. Хотя в понедельник Светлой седмицы на утрени мы находим совершение пасхального молебна с крестным ходом [2]. Причем этот молебен совершается до Литургии. Устав придает большое значение служению Литургии и любые молебны, водосвятия и т.п. всегда должны проходить до начала служения Евхаристии, кроме немногих специально оговоренных случаев.
Все дело в том, что в греческой традиции принято на Светлую седмицу творить специальную службу в честь Богородицы, причем в каждой области и монастыре эта память могла быть своя. В нашем календаре на Светлой седмице указаны две памяти Богородице, Иверская — во вторник и «Живоносный источник» — в пятницу. Но, к примеру, на Афоне в монастырях свой день, когда совершается служба в честь Богородицы, и именно в этот день совершается единственный крестный ход на Светлой седмице, который может продолжаться достаточно большое время. Обычно крестный ход обходит владения монастыря при этом окропляется святой водой все, что принадлежит данному монастырю: постройки, сельские насаждения, технические принадлежности и прочее.
В понедельник Светлой седмицы празднуется, к примеру икона Божией Матери «Достойно есть». А пятничная память, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный источник» имеет уже Константинопольское происхождение.
Примечания
1. Об часе утреннем, параекклисиарх взем благословение у настоятеля, исходит, ударяет в великое и клеплет довольно. И вшед во храм вжигает свещи вся, и кандила: устрояет же сосуды два со углием горящим, и влагает в них фимиама много благовоннаго, и поставляет един сосуд среди церкве, другий же во святом олтаре: яко да исполнится церковь вся благовония. Таже настоятель вшед во святый олтарь со иереи и диаконы облачатся в весь светлейший сан, и раздает свещи братии. И вземлет честный крест: кадило же вземлет диакон: иерей же святое Евангелие, ин иерей образ Воскресния Христова, и ставятся лицем на запад: И затворят врата церковная, яже к западу. Исходит настоятель со иереи в притвор, северными дверьми, предыдущим пред ним диаконом со двема свещами, и оба лики, поюще стихиру, глас 6: воскресение твое Христе спасе: [Сей стих не обретается ни во едином от уставов, ниже в пентикостариах, еже бы зде певаему быти ему].
Типикон, гл. 50
2. Подобает ведати: яко творим исхождение днесь вне монастыря, предносяще хоругви. В руках же держаще святое Евангелие, честный крест, и иконы, Воскресния Христова, и Пречистыя Богородицы. Поем канон пасхи с богородичны, на 8, Катавасиа, ирмос тойже. По 6-й песни, последи евангелиа глаголем: воскресение христово: трижды. Таже, стихира: воскрес Иисус от гроба: трижды. Таже 6-я, 8-я и 9- я песни: и прочее молебна.
Типикон, гл. 50
| Проголосовало: За - 3, против: 0. Общий рейтинг: 3 |
|