Комментарий дня

«Мы принадлежим Богу и наша жизнь — это Божий дар»

Дата: 19.03.2021

Автор: Митрополит Кирилл

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 3529

Слово митрополита Кирилла по окончании чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Вознесенском архиерейском подворье

Честные отцы, дорогие братья и сестры!

Посмотрите, мы сегодня все в черных одеждах. Черные одежды мы обычно надеваем во время траура. Какой у нас сегодня траур? Мы скорбим по нашей бессмертной душе. Скорбим о своих грехах, которые вводят ее в смерть. А Христос нам дал учение, что мы должны идти не к смерти, а к жизни. И поэтому для нас это время должно быть временем покаяния, чтобы мы себя настроили правильно к тому, чтобы нам воскреснуть вместе со Христом.

А чтобы воскреснуть вместе со Христом, мы должны сораспяться вместе со Христом. А как мы можем сораспяться, если мы горды, нетерпеливы, ропотны? Христос не такой. Соответственно, если мы в это время Великого поста сможем сделать так, что заставим себя обратить взор на свою душу и открыть для самих себя подлинный, незамутненный взгляд на то, какие мы есть на самом деле, то тогда мы обрыдаемся все. Потому что на самом деле любой человек, даже из присутствующих здесь, считает, что он не сделал ничего такого: не убивал, не грабил. Но сколько на душе тяжести у каждого из нас. Это беда. И Святая Церковь дает нам возможность от этой беды избавиться, чтобы мы могли увидеть грехи.

Как врач не сразу лечит, а сначала изучает, ставит диагноз, и только потом лечит. Вот и мы должны сначала на себя посмотреть, изучить, поставить себе конкретный диагноз и только потом заняться лечением. Поэтому для нас это время очень важно. Это время нашего освобождения от излишних пристрастий, оно дает нам возможность почувствовать, что мы на самом деле не настолько связаны со всем тем мирским, в чем обычно мы живем, и человеку на самом деле надо совсем немного.

Но человек такое странное существо, что чем больше имеет, тем больше ему хочется. И вот это желание постоянно хоть что-то приобретать, доставать, все большим комфортом окружать свою жизнь, оно ведь не может быть бесконечным. Оно все равно приходит к концу. Весь мир идет к концу. Мы сегодня видим, насколько стремительно человечество уничтожает само себя. Уничтожает своих детей во чреве, уничтожает себя распространением всяких инфекций. Медицина пошла вперед, а человек как болел, так и болеет. Человечество уже и в космос летает, уже и Луну изучили и на Марс послали всякие корабли, — чего только нет, а человек каким был тысячу лет назад, в принципе, такой же и есть, с такими же страстями, с такими же взглядами и с такими же болезнями. Мы пришли в храм, мы пришли во врачебницу и мы не должны уйти отсюда неисцеленными. Мы находимся в Божием доме, доме благодати Божией, а благодать исцеляет и помогает нам.

Прошлый год был таким интересным, в том плане, что очень во многих местах храмы были закрыты, стали молиться через Интернет. Те люди, кто это придумал, кто-то из них, наверное, думал, что это очень хорошо. Для кого-то может быть и да, например, для больных. А для здоровых людей, которые хотели бы прийти, но не приходят? А за это время отвыкли и уже не хотят приходить в храм. Пришла бабушка и сказала мне, что завтра на службу вечером не пойдет: «Я по телевизору помолюсь». Год назад при таком же состоянии здоровья вряд ли она бы такое же сказала, а сегодня говорит. Вот так мы расслабляемся. Сами себе говорим, что мы больные, мы немощные. Но если мы говорим, что мы больные и немощные, то у нас все это и будет. И болезни и даже то, чего нет сейчас. Не надо в данном случае себя жалеть. Мы принадлежим Богу и наша жизнь — это Божий дар. И теперь наш долг отдать Богу что-то в этой жизни, хотя бы несколько мгновений, когда мы приходим в Божий храм помолиться и принуждаем себя очиститься от скверны, с который мы живем в этой жизни.

Жизнь короткая и когда она закончится, одному Богу ведомо. Но жить по-христиански и стремиться умереть по-христиански — это наш с вами долг. И помнимая это, как после того, как траур заканчивается, начинается нормальная жизнь, так и после нашего с вами Великого поста придет Пасха Господня, и мы все возликуем. А возликуют особенно те, кто действительно постился и молился. И вот когда читаешь «Огласительное слово иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинограда Златоустого», где он говорит, что постившиеся и не постившиеся, все приходите. Но какое разное чувство, кто не постился и пришел, и у тех, кто постился и пришел.

Поэтому будем делать какие-то маленькие подвиги в своей жизни, в чем-то себя пересиливать. Придем домой, хочется включить телевизор, а зачем он нам? Давайте лучше в те десять минут возьмем и откроем Святое Писание, почитаем что-нибудь. Придем домой, и страшно хочется поругаться, дети не такие, внуки, все как обычно не то делают. Давайте просто помолчим, пройдет несколько минут, и вы забудете, что вы хотели сказать какое-то гневное слово. Нужно по крупицам собирать свою бесценную душу, которая должна принадлежать Богу и мы должны отдать, вернуть ее Богу. Как в Евангелии читали, что господин дал один талант, пять талантов, десять талантов. Так это и есть, что нам Бог дал, мы должны вернуть сторицею. Мы себе не принадлежим, нам Бог дал родиться в этой жизни, и мы должны Ему вернуть себя людьми правильным, искренними, честными, порядочными, стремящимися к исправлению. Войти к тем, кто всегда был рядом с Богом, а с ним были апостолы, мироносицы, были те люди, которые являются для нас сегодня образцом христианской жизни.

Я желаю всем нам с вами жить по-христиански и умереть по-христиански, безболезненной, непостыдной, мирной кончиной и правильного ответа на Страшнем судище Христовом. А пост, в который мы вступили, будем воспринимать как милость Божию. Господь Бог дает нам возможность прийти в себя, и, придя в себя, встретиться всем через Голгофу у пещеры и всем вместе праздновать Светлое Христово воскресение и насладиться и здесь этого торжества и в жизни будущего века особенно.

Храни вас всех Господь! Божией помощи всем.

(П) (П)