Комментарий дня

«Наш духовный путь начинается с Крещения…»

Дата: 26.01.2017

Автор: Иерей Георгий Опарин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11289

Проповедь клирика Свято-Вознесенского Архиерейского подворья иерея Георгия Опарина в Неделю по Богоявлении

Иоанн Креститель совершал Крещения покаяния. Нужно ли было Господу приносить покаяние? Конечно, нет, поскольку Он был совершенно свободен от греха. Но всё, что Господь совершает — всё это не случайно. Всё Господь совершает для того, чтобы научить нас — для того, чтобы мы узнавали важные для нас истины, получали важные знания о нашем спасении.

Крещение Господне говорит о том, что любое дело, к которому мы приступаем, должно совершаться с благословения Божиего. Но прежде мы должны прийти к Богу с покаянием, очиститься от грехов, и уже после этого просить благословения.

Господь принимает Крещение — с этого начинается Его земной пусть — путь земного служения. Что происходит дальше? Господь уходит в пустыню, и там постится сорок дней, и молится всё это время. И снова это для нас урок. Как духовно себя поднять? Первым шагом является покаяние, а затем должны следовать молитва и пост, которые помогают нам укрепиться для нашего духовного делания. И здесь нам нужно для себя тоже кое-что уяснить, потому, что часто мы понимаем пост очень формально. Для нас пост — это, прежде всего, воздержание от каких-то продуктов, и этим всё ограничивается. Но это не пост. Если наш пост заключается только в воздержании от пищи, то мы можем весь пост даже голодать, но не получим от этого никакой пользы — это нам ничего не даст. С постом должна соединяться молитва. Но и молитвы мало. Что бы пост проходил правильно, нужно трезвение. Это означает контроль над каждым своим шагом, над каждым своим поступком, каждым своим словом и даже мыслями. В этом пост.

Когда мы вспоминаем какие-то важные события Священного Писания, то иногда относимся к ним, как к простым историческим событиям. Но это не так. На самом деле, каждый церковный праздник, который мы встречаем, является событием трансцендентным. То есть, мы можем включиться в это событие,  и если мы правильно войдём в него, то в духовном смысле можем в нём участвовать — в событии, которое произошло две тысячи лет назад. Это зависти только от нашего духовного состояния.

Наш духовный путь начинается с Крещения. А что такое Крещение? Когда священник  совершает Крещение, то спрашивает людей: «Для чего вы хотите креститься? Для чего вы хотите крестить своих детей?» Вот тут-то многие и не находят ответа. Крещение становится каким-то обрядом. А мы всё должны делать осознанно и осмысленно. Мы должны понимать, что Крещение — это начало нашего пути служения Господу. Проходя через Крещение, мы очищаемся, и оно освобождает нас от греха, если мы сознательно и благоговейно подойдём к этому Таинству. Святые отцы говорят, что до Крещения в сердце человека живёт диавол. И вот в Крещении диавол изгоняется из сердца, потому, что туда входит Господь. Ну а что будет дальше — это зависит от самого человека. Если он крестился, и на этом его духовная работа закончилась, то диавол может снова вернуться в сердце такого человека, и снова начать совершать своё зло. Но это уже будет ещё хуже для человека, чем было раньше. Итак, после Крещения необходима серьёзная духовная работа.

Крещение связано с покаянием. В Крещении мы очищаемся от грехов, но долго ли человек сможет оставаться чистым, тем более, если он не достаточно усердно будет стараться жить с Богом? Достаточно быстро сердце и душа его вновь загрязняться. Для  этого-то Церковь и предлагает нам очищение через покаяние — нам предлагается Исповедь.

Покаяние для нас — одно из важных духовных событий. От того, как мы совершаем покаяние, зависит вся наша духовная жизнь, наш духовный рост. А если нет покаяния, то нет и молитвы — качество молитвы зависти от качества покаяния.

К чему же мы должны в своей духовной жизни? Цель нам указывает Господь — это любовь. Молитва и покаяние являются средствами для достижения этой цели. Мы должны научиться любить, и прежде всего, любить Бога. А что такое любовь к Богу? Это, значит, что нужно полюбить своего ближнего. Ведь, если мы говорим о любви к Богу, а с ближними ссоримся и враждуем, то ни о какой любви речи быть не может.

Нам нужно научиться любить для того, чтобы спастись. Нам нужно говорить на исповеди о том, научились ли мы любить ближних, о том, в какую меру любви мы вошли — обо всём этом нужно говорить, во всём этом нужно каяться. Так, через покаяние, мы придём к высшим вершинам любви. И да поможет нам Бог!

(Р) (Р)