Публикации

История утраченной святыни

История утраченной святыни
Дата:
16.05.2019
Все публикации автора
Автор:
Анжела Киселёва

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Сегодня отмечается память древнейшей святыни православного мира — Киево-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы. Образ обретен в Константинополе, в известном пригороде Влахерны. Там эту икону передала людям Сама Пресвятая Богородица и наказала им отправляться на Русь, чтобы построить в этой далекой стране небесной красоты храм в Ее честь. Воздвигнутый по повелению Матери Божией Успенский собор стал первым основательным, каменным зданием славной и великой обители — Киево-Печерской Лавры.

Чудесное явление Богоматери

Случилось это событие в 1073 году. Четырем византийским зодчим на рассвете, когда каждый почивал в своем доме, явились благообразные юноши и сказали: «Царица зовет во Влахерну!». Каждый из них, проснувшись, отправился туда, и все четверо в одно время оказались на месте. «И увидели мы Царицу, — рассказывали они, — а также множество воинов вокруг Нее, и поклонились». Пресвятая Богородица сказала им:

— Хочу воздвигнуть в Киеве на Руси Свою церковь. И повелеваю вам, чтобы взяли золота на три года, — молвила Богоматерь.

Конечно, мастера, услышав это, были удивлены: куда идти, как — в незнакомую страну? На это Матерь Божия ответила, что пойдут они к Антонию и Феодосию. Золота на три года нужно затем, что эти благочестивые мужи, положив начало строительству, вскоре отойдут ко Господу. Она повелела зодчим выйти на улицу из здания, и когда они повиновались, в воздухе предстал дивной красоты храм — так Пресвятая Богородица показала им размеры церкви, которую они должны были возвести в далекой стране.

Мастера спросили их чудесную Собеседницу: «Как назовется храм?», на что Она ответила: «Желаю назвать ее Своим именем». Но спросить Ее, каково же имя, они не смели. Царица Небесная на это Сама ответила: «Будет церковью Богородицы», и вручила им икону с изображением Успения, указав, что она будет наместной. Поклонившись, зодчие стали готовиться к дороге.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Святой Антоний родился в XI веке в городе Любече, что вблизи Чернигова. С юношества почувствовав призвание к монашеской жизни, он отправился на Афон, где и принял постриг. Укрепившись духовно на Святой горе, Антоний получил от игумена послушание идти на Русь для того, чтобы там, в стране юного христианства, насадить благословенное иночество. Он по послушанию прибыл в Киев, и хотя здесь уже было несколько монастырей, основанных греками, ни в одном из них святой подвижник не обосновался. Антоний поселился уединенно в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Здесь он начал проводить строгую иноческую жизнь.

Весть о великом подвижнике распространялась далеко за пределы Киева. К преподобному Антонию стали проситься на жительство христолюбивые подвижники. Сначала был принят иерей Никон, а затем — Феодосий, ставший впоследствии игуменом образовавшейся обители.

Преподобный Феодосий с юных лет отличался благочестивым нравом, был скромен, смирен, любил церковную службу. Услышав в храме слова «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10, 37), оставил дом, отправился к святому Антонию и стал подвизаться возле великого монаха. В то время, когда число подвижников возросло до 12-и, Антоний, любивший и привыкший к уединению, удалился на соседнюю гору. Там он вырыл себе пещеру и вновь стал подвизаться в затворе. Вскоре Феодосий был избран братией во игумена. 

На этих двух великих подвижников и избранных Божиих и указала четырем византийским зодчим Царица Небесная. К ним, в Киев, мастера и отправились, взяв с собой образ Пречистой, а также мощи святых мучеников, которые, как и икона, были дарованы Самой Богоматерью для основания будущей церкви.

Возведение Успенского собора

Зодчие, явившись  к Антонию и Феодосию, спросили их, на каком месте они хотят возводить храм. Но преподобные, не поняв их истинного намерения немедленно приступить к строительству, ответили: «Там, где укажет Господь». Тогда церковные мастера, удивившись, спросили: «Будучи предупреждены о кончине, почему не выбрали место, давая нам столько золота?». Тогда святые Антоний и Феодосий, вызывав всю братию, стали подробно расспрашивать греков о цели их приезда.

Дивясь чуду, случившемуся с зодчими на их Родине, преподобные ответили, что сами они никогда не выходили с этого места. Явившиеся им благообразные мужи были святые ангелы, а Царица — Сама Пресвятая Богородица, выбравшая их для столь великого дела. Святой Антоний три дня молился, чтобы Господь явил Свою волю и указал им на место строительства церкви. Утром после первой ночи по всей земле выпала роса, а на избранном Богом месте было сухо. На второе утро наоборот: святое место было щедро увлажнено росой, в то время как остальная земля была сухой. На третье утро, помолившись, стали делать замеры для будущей богородичной церкви. Использовали для этого золотой пояс, привезенный некогда варягом Шимоном. Ему в видении было открыто, что эта святыня, пребывающая в его доме, необходима в качестве мерила для постройки будущего храма. Пояс вместе с драгоценным венцом, находившимся также в доме Шимона, варяг передал святым монахам со словами, что так повелел ему Господь. В этот же день по молитвам святого Антония с неба сошел огонь, оставив большую глубокую яму в том месте, где необходимо было закладывать основание храма. Так Господь указал, что Ему угодно это начинание. Весть об этом чудесном огне разошлась по всей округе, и это явление долго обсуждалось в народе.

Успенский собор — главный храм Киево-Печерской Лавры

Как и предсказывалось в видении заморским зодчим, основатели Киево-Печерской обители — святые Антоний и Феодосий, только положили начало строительству, продолжали их дело другие монахи. Преподобный Антоний, будучи 90-летним старцем, преставился ко Господу через довольно скорое время по прибытии мастеров, угодник Божий Феодосий отошел в небесные обители через год, в 1074 году. 

Исчезновение святого образа

1073 год — год, когда к святым Антонию и Феодосию явились богатые византийские зодчие, считается датой основания первого каменного и главного монастырского храма Киево-Печерской лавры — Успенского собора. Это событие запечатлено в истории, как важнейшее в становлении обители. Образ Пресвятой Богородицы, явленной Ею Самою, был закреплен на шелковых шнурах над Царскими вратами храма. После службы икона на этих шнурах опускалась на аналой, чтобы молящиеся могли приложиться к ней. Эта величайшая святыня широко почиталась по всей Руси. К ней на поклонение ездили князья и императоры, чтобы испросить благословения Пречистой перед важным походом или битвой. По молитвам перед лаврским образом, происходило множество чудес, которые бережно хранит летопись.   

Киево-Печерская Лавра с момента основания претерпела множество бедствий: нападения половцев, разграбление монастыря в междоусобной войне за княжеский престол, разорение войсками Мстислава, неоднократные набеги татар, пожар, землетрясение. По милости Божией и молитвам Царицы Небесной, образ Ее всегда оставался невредим. И только лихолетье безбожного времени и Отечественная война не пощадили святыни. В 1941 году Успенский собор был взорван. После этого об иконе, чудесным образом явленной, Успении Пресвятой Богородицы Киево-Печерской, ничего неизвестно. Есть версия, что все ценности из храма, в том числе и икона Богоматери, были предварительно вывезены. 

Успенский собор был восстановлен лишь в 2000 году. Несмотря на утрату первоначальной иконы, в Киево-Печерской Лавре пребывает список образа Успения Пресвятой Богородицы — в Крестовоздвиженской церкви. По давно сложившейся традиции по завершении Литургии эту икону, помещенную над Царскими вратами, опускают для того, чтобы верующие смогли поклониться святыне, неизменно дарующей благодать и помощь Самой Царицы Небесной.

(А) 

Теги: БогородицаБожия Матерьиконы Божией МатериКиево-Печерская лавраУспение Пресвятой Богородицы

Все новости раздела