Публикации

«Ощутить рождение Бога в своей душе…»

«Ощутить рождение Бога в своей душе…»
Дата:
04.01.2018
Все публикации автора
Автор:
Дмитрий Русин

Версия для печати

Добавить на Яндекс

В преддверии Рождества Христова представляем вниманию читателей интервью с иереем Владимиром Забалуевым, настоятелем храма в честь преподобного Макария Желтоводскго села Ильбухтино, в котором священник рассказывает о грядущем празднике и о периоде Святок.

— Отец Владимир, расскажите как правильно, с каким настроем, нужно подойти верующему человеку к приближающемуся празднику Рождества Христова?

— В такие великие Церковные праздники, как Рождество, Церковь не просто вспоминает какие-то исторические события, которые были когда-то, но каждый раз мы переживаем это всё заново. Если человек соблюдает посты, участвует в Таинствах Церкви, наблюдает за собой, за своей жизнью, старается изо всех сил применять Евангелие к своей жизни, то, когда такой человек, приходит на праздник Рождества в храм, он ясно ощущает такую благодать, которую ни с чем не сравнить — такая радость Рождения Христова переполняет тогда, что можно ощутить себя соучастником празднуемого события! Это такое чудо, которое невозможно рассказать — это всегда личный опыт. Но если человек идёт по пути Христовой веры, то он может ощутить рождение Бога в своей душе.

— Получается, что пост нужен именно для того, чтоб человек смог воспринять праздник Рождества не формально, а живо и всем сердцем?

— Да, пост всегда готовит человека к важному событию. Пост это — обращение к себе. И если не возникает во время праздника ощущения живого участия в богослужении, то стоит ещё раз внимательно присмотреться к себе — где у меня есть ещё то, что нужно исправить, что мешает мне быть с Богом.

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Но как в него попасть, как ощутить его в себе?.. Вообще цель христианской жизни — это, как говорил батюшка Серафим Саровский, стяжание Духа Святого. И вот пост этому способствует, ведь постом мы больше смотрим за собой, а, значит, больше замечаем в себе что-то греховное. Даже и телесный пост способствует этому, потому, что дух и тело, всё равно, связаны. И, когда мы накладываем на себя какие-то ограничения, то в этих ограничениях начинаем видеть свои немощи, которые начинают в нас проявляться. Вот простой пример: допустим, ты отказался от какой-то пищи, или ограничил себя в ней. И вскоре у тебя начнёт появляться в этой пище потребность. И тогда-то заметишь в себе, что ты, оказывается, раздражительный или даже злой! Пока ты сытый и довольный, ты не заметишь в себе эти страсти — они как будто спят. Но во время поста то, что скрыто внутри человека, начинает себя проявлять, и это важно замечать. Тут начинаешь по-настоящему видеть, что в тебе. И тогда на исповедь приходишь уже не просто с тем, что «делом словом и помышлением согрешил», или  с тем, что вычитал о грехах из книг, но уже говоришь о своей личной духовной болезни — ты начинаешь исповедовать именно то, что Господь и хочет в тебе уврачевать. Важно только быть внимательным и чутким к себе, чтобы это всё увидеть во время поста. Пост, как лечебница, и, конечно, он готовит нас к той благодати праздника, к которому мы идём. А Господь в такие дни подаёт особенно много благодати, и нужно только сделать шаг к ней навстречу.

— Батюшка, расскажите, как следует правильно относиться к Святкам — как правильно и полезно для души провести это время?

— Это святые дни. Господь пришёл в мир, и мир поменялся. Царствие Божие явило себя. Мне кажется, в это время важно радоваться — всему тому, допустим, что у нас на столе, всему, что происходит вокруг. Ко всему, что происходит в эти дни, нужно подходить духовно, и Бога славить. Любое дело делать во славу Родившегося Господа. Я ем во имя Отца и Сына, и Святого Духа; не ем тоже во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это время радования пришедшему Богу. И в эти святые дни, ради их святости, мы всё равно себя немного в чём-то ограничиваем — мы, если готовы к этому, ограничиваем себя от супружеской близости; мы радуемся изобилию на столах, но не переедаем и так далее — всё делаем, чтобы не плотски прожить это время, а духовно.

Вообще, если человек ищет Бога, то он обязательно со временем переступит через радость праздничного стола и прочего, а придёт к духовной радости. Но, для этого нужно стремиться к встрече с Богом, к соединению с Ним, к жизни от Евхаристии до Евхаристии.

— Что можно пожелать современному человеку в преддверии Рождества?

— Я желаю весь этот праздник ощутить через делание добра ближним, ощутить радость от того, что ты даришь добро. Очень важно делиться радостью с другими, и сорадоваться чужой радости. Ещё желаю ощутить, что радость от жертвы кому-то, гораздо больше, чем, когда мы сами получаем поздравления с праздником — желаю всем увидеть в жертвенности источник благодати.

Господь показал нам Своей жизнью, своим жертвенным служением на земле путь в Царствие Божие, и это Царствие явно, уже в этой жизни, может начинать действовать в нас через ощущение благодати. Но это именно путь жертвенности ради ближнего. Когда же ты живёшь только ради себя, то никогда не будешь счастливым человеком. Только кода ты кому-то в чём-то помог, кому-то сорадовался, искренне сделал чьи-то чаяния своими — тогда благодать тут же касается сердца. В этом и заключается, наверное, смысл святых Рождественских дней, когда мы, получив радость от праздника, делимся ей с другими. И тогда радость праздника не угаснет в нас. Но, конечно, это даётся не сразу, а когда человек начинает жить с целью соединения с Богом. И ведь бывает, что ощущение благодати не появляется на протяжении многих лет даже у людей, которые давно уже в Церкви. Это потому, что человек всё-таки не идёт по истинному пути. Но если есть цель найти Бога, и всё остальное подчиняется этому, то тогда такой путь Богом освящается, и находятся силы для преодоления любых жизненных испытаний.

(Р)

Теги: ИльбухтиноХрам Макария ЖелтоводскогоРождество Христовоинтервьюиерей Владимир ЗабалуевСвяткиПостРождественснкий пост

Все новости раздела