Публикации

О высшей добродетели

О высшей добродетели
Дата:
13.02.2014

Версия для печати

Добавить на Яндекс

«Да любите друг друга» (Ин 13:34)


«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор, 13: 4-6).

Взирая на окружающий мир, на те ориентиры и ценности, которые в нем царствуют, на отношения между людьми, зачастую пропитанные личной выгодой, лицемерием и эгоизмом, невольно приходишь к мысли о том, насколько всепоглощающий ядовитый смрад греховного мира заполоняет постепенно сознание людей, заключая как в смертоносный кокон, и устанавливает свои, далекие от Истины, нормы и правила, которым человек, как безвольная машина, охотно следует.

И в этом безумстве мира, в повседневной суете, в обыденности серых будней, в погоне за призрачным счастьем забывается то главное, что заповедовал нам Господь, то единственно ценное, что есть в этом мире, та Высшая добродетель, в которой сокровен весь смысл творения Создателя — Любовь.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34-35).

Любовь изначально дарована человеку Богом, как некая созидающая сила, способная восстанавливать умерщвленное грехом человеческое естество, воскрешать его из руин пороков и беззаконий, освобождать от страстей и зависимостей и воссоединять со Творцом.

По словам святых отцов, высшим дарованием Любви в жизни человека является Любовь к Совершенному Богу. 

«Любовь к Богу есть высший дар Святаго Духа», — пишет свт. Игнатий (Брянчанинов).

«Стяжавший совершенную любовь к Богу пребывает в этой жизни так, как бы он не существовал. Ибо он считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и оставил все мирские привязанности. Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле, ибо в нем стремление к Богу душой и умом созерцает только Его Одного», – пишет прп. Серафим Саровский.

«Кто любит Бога, тот о Нем только охотно и беседует и к Нему поспешно склоняет всякий разговор свой и, когда начнет говорить о Нем, наговориться не может; ему там только и приятно быть, где ведутся речи о Боге и делах Его. Кто любит Господа, тот охотно спешит в храм Божий, где Господь являет особенное Свое присутствие, где верующие вступают в ближайшее общение со святыми Божиими, в образах представляемыми очам их, и слышат слово о Нем. Кто любит Господа, тот не отступает от помышления о Нем и, когда только улучает свободу, мысленно обращается к Нему и тепло, из сердца беседует с Ним. Кто любит Господа, тот всячески старается угодить Ему исполнением Его святой воли»,  свт. Феофан Затворник.

Любовь к Богу всегда взаимна, ибо Господь по милости Своей принимает от человека всякое благодарение, бескорыстно отдавая во много крат больше. Любовь к Богу, по словам праведного Иоанна Кронштадского, «проявляется в нас и действует тогда, когда мы начинаем любить ближнего, как себя». 

«Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждаго ближняго нашего, а во Христе — Бог»,  пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:44-48).

Настоящая любовь к ближнему, как отражение Божией Любви к нам — она бескорыстна по своей сути и проявляется в желании служить другому, ничего не требуя взамен.

Жертвуя своими привычками, амбициями и желаниями, преодолевая внутреннюю боль противоречий, делая что-то для ближнего бескорыстно, соизмерив свои поступки с Небесными критериями Христовыми, человек постепенно перестает замечать  недостатки другого, все больше обращая свой внутренний взор на глубину собственного падения, и видит в ближнем лишь образ и подобие Божие, инструмент своего спасения, дарованный Господом. Тогда, на обломках разрушенного эгоизма, живя счастьем другого, человек начинает жить и сам. И в этом случае становится бессмысленным куда-то бежать, искать лучшего для себя варианта, потому что понимаешь, что самое ценное и дорогое, что может быть предложено — оно рядом.

Таков закон жизни, определенный Создателем — закон вечный, неизменный, одинаковый вчера, сегодня и во вся веки: только отказавшись от своих эгоистических представлений о жизни, мы сможем утвердиться в истинном понимании ее смысла; только живя для Бога и для ближнего своего, ничего не требуя взамен, мы сможем ощутить абсолютную свободу от своих греховных зависимостей и познать счастье настоящих отношений.

Как сонаследники Величайших Дарований мы должны это понимать — не заниматься человекоугодием, которое в корне своем имеет тщеславие, гордыню и духовную лень, а взять всю полноту ответственности за вверенное Господом творение Его, быть сотворцами Богу, воплощать в жизнь все то, что незаслуженно имеем, созидать правильную любовь к ближнему, которая, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «заключается в исполнении относительно (Божиих) евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в действиях относительно его по влечениям падшего сердца, по расчетам и понятиям лжеименного разума».

Важно понимать, что каждый человек, приходящий в нашу жизнь — это творение Божие, которое Он любит бескорыстно и принимает во всей полноте. И если мы не видим в людях образа и подобия Божиего, если постоянно стремимся найти в них какой-нибудь изъян, грех или ошибку, то стоит серьезно задуматься — а что мы сами представляем из себя, насколько мы погрязли в греховном болоте страстей и беззаконий, из которого зачастую не хочется вылезать?

«Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека»,  преподобный Максим Исповедник.

Господь даровал нам величайшую способность — любить. Однако та искаженная система ценностей, то неистинное понимание любви и ее смысла, которые повсеместно царят сегодня в мире, являются тем ядом для человеческой души, который замыкает ее на себе, не позволяя познать свою духовную природу и ощутить реальную связь с Богом — Источником Вечной Жизни и нескончаемого счастья.

Людмила РЫЖКОВА
Источник: сайт храма Рождества Христова, г. Казань

 

Теги: Добродетельлюбовь

Все новости раздела