Новости Церкви и общества

К святыням Тавриды

К святыням Тавриды
Дата:
11.06.2019
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Закамского благочиния

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Рассказ паломницы, посетившей храмы и монастыри Крымского полуострова летом 2017 года

Колыбель Русского Православия, духовный исток формирования Российского государства, место проповеди апостолов Христовых и их учеников — значение Крыма для России трудно переоценить. Все больше христиан стремится посетить святыни полуострова Крым, коих там великое множество — вся земля буквально пропитана историческими воспоминаниями, а в сочетании с красотой Божьего мира, щедро явленной в природе древней Тавриды, храмы и монастыри привлекают паломников со всего света вдохнуть соленый морской воздух первых веков христианства.

Певчая Свято-Вознесенского собора г. Набережные Челны Ирина Рубцова в Крыму впервые. Прибыв в столицу Крыма Симферополь, Ирина в первую очередь решила взять благословение на предстоящее путешествие у крымского святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сразу отправилась в Свято-Троицкий женский монастырь, где покоятся мощи великого святого.

У святителя Луки

Стены главного храма монастыря — Свято-Троицкой церкви помнят молитвы и проповеди угодника Божия Луки, который был архиепископом Крымским с 1946 по 1961 гг. Святые мощи святителя Луки были обретены в 1996 году и перенесены сюда с одного из симферопольских кладбищ. В 2001 году мощи святителя Луки были помещены в серебряную раку, присланную в дар из Греции.

В Свято-Троицком соборе хранится одна из величайших крымских святынь: обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая». Стараниями настоятельницы обители игуменьи Евсевии (Пальчик) и сестер в одном из монастырских зданий открыт музей святителя Луки. Монастырские святыни и уникальный музей ежедневно посещают многочисленные православные паломники, которые приезжают поклониться святителю и исповеднику Крымскому Луке со всех концов света.

— Я заранее посмотрела в Интернете, что в обители служится молебен святителю в 12 часов и отправилась туда, — начала свой рассказ Ирина. — Здесь мне посчастливилось попеть молебен с акафистом, — там из паломников образовался целый хор — священник был не против, потому что это только помогало ему читать записки, которых на молебне всегда бывает огромное количество. Помолились, приложились к мощам. После молебна батюшка в проповеди поблагодарил нас за пение, сказав: «Как хорошо, когда все вместе поют и вместе молятся».

В Бахчисарае

Далее путь паломницы пролегал в Бахчисарайский Успенский монастырь.

— У этого монастыря есть скит, в котором находится известный бисерный храм в честь Анастасии Узорешительницы, — продолжает Ирина Рубцова. — Храм находится в бывшей шахте, в пещере, в которой высокая влажность, и чтобы не отсыревали иконы, их стали делать из бисера, обклеивать бисером, украшать бисером лампады — очень красиво. Сам игумен монастыря этим занимается — с молитвой делает и иконы, и крестики, обклеивает бисером, украшает камушками. В храме есть стасидии — они тоже все украшены бисером, украшена и плащаница Богородицы. Иконостас там металлический, кованый, мозаичные полы. Даже в коровнике все загоны из бисера. Очень необычно смотрится вся эта красота.

Храмы в Бахчисарае почти все пещерные — отвесные скалы, монолитные глыбы, нависающие над дорогой — типичный Бахчисарайский пейзаж. Чтобы посмотреть старинные монастыри, выдолбленные в скалах храмы и кельи монахов, которыми буквально испещрены горы, пришлось подняться наверх по крутым ступеням, которые монахи сделали из старых шин и залили цементом. Некоторые кельи расположены прямо над пропастью и зайти в них непросто. Есть там и целые пещерные города.

Вообще, там все очень маленькое. Когда я после скита вернулась в сам Успенский монастырь, то первым делом спросила, где там главный соборный храм, в надежде увидеть привычный огромный собор, как в Киево-Печерской Лавре, на Валааме. А мне говорят: вот это и есть главный соборный храм в честь Успения Божией Матери, указывая на небольшую пещерку примерно 5 на 7 метров. Удивительно, как на большие праздники там умещается братия и паломники?

Конечно, в Бахчисарае я посмотрела и ханский дворец и воспетый Пушкиным Бахчисарайский фонтан, но ничего из этого меня так не впечатлило, как святыни Православия и монастыри первых веков христианства.

Свято-Климентовский мужской монастырь

Свято-Климентовский Инкерманский монастырь также расположен в высеченных в скалах пещерах. Там есть храм апостола Андрея Первозванного, где пребывают мощи Климента, папы Римского, и других мучеников, постра­давших за Христа.

Епископ Климент, папа Римский — апостол от 70-ти родился в столице Римской империи. Впервые услышал христианскую проповедь в Александрии от святого апостола Варнавы, а уже в Палестине принял Крещение от апостола Петра, став его учеником и помощником. Прошло время, и незадолго до своей мученической смерти апостол Пётр рукоположил Климента во епископа. После кончины своих предшественников он стал четвёртым епископом Рима и вёл настолько добродетельную жизнь, что, только глядя на него, многие граждане столицы принимали Крещение. А однажды на Пасху он крестил более четырёхсот человек в одну ночь.
Однако, язычники, видя успехи проповеди Климента, устроили так, что император Траян отправил епископа в ссылку в Крым на Инкерманские рудники. Но и далеко от родного города Климент не оставил евангельской проповеди, и скоро почти все жители тех мест стали христианами. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь.

Видя, что и здесь святой проповедник побеждает язычество, император отправил своего посланника в Крым, чтобы убить епископа. Посланник нашёл Климента, приказал арестовать его и утопить в море, привязав якорь к его шее.
Опечаленные духовные дети священномученика молились об обретении его святых останков. И вот однажды море отступило так, что люди смогли по дну дойти до места упокоения любимого епископа, и нашли его тело неповреждённым. После этого ежегодно в день кончины святого вода отходила, и люди приходили к нему.

Множество чудес связанно с мощами священномученика Климента. После многих лет трудами святых Кирилла и Мефодия они оказались на земле. Отправляясь в ставку Хазарского Кагана в 860 году, находившегося в Предкавказских степях, святые братья проходили через Крым. Во время пребывания в Херсонесе, братья обрели мощи святого Климента Римского, умершего здесь в 101 году. Семь с половиной веков тело мученика пребывало под водой, но Бог открыл его братьям. Так в самом начале главной миссии своей жизни Кирилл и Мефодий сподобились благословения святого первых христианских времен.

Когда же мощи были положены в храме и началась Литургия, то одновременно исцелились многие люди, нечистые духи вышли из бесноватых, а христиане славили Господа Иисуса Христа.

Древний Херсонес — колыбель российского Православия

В восьми верстах от Инкерманской долины находится древний город Херсонес — теперь не существует — только развалины его видны близ Севастополя.

Начало просвещения Тавриды (Крымского полуострова) верой Христовой положено, по преданию, святым апостолом Андреем Первозванным. Около полугода Андрей Первозванный проповедовал в Херсонесе, в самых людных по тем временам местах — в синагоге, на базарной площади и в порту. Отсюда он отправился в греческие Патры, оставив в Херсонесе троих своих учеников.

Затем рас­п­рост­ранению здесь христианства способствовали его же гонители: римские импе­раторы ссылали сюда исповедников Христа. Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распростра­не­нию христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповед­ников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борь­бе. В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра.

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда проповедь распростра­ня­ется на север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внима­ние русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относя­щихся к V—XIV вв. В 987 году в Херсонесе принял крещение святой равноапос­тольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.

— Приехав в Севастополь, я сразу пошла в древний Херсонес, — рассказывает Ирина. —  Видела храм в честь князя Владимира, колокол, который в крымскую войну был вывезен в Париж, а потом возвращен обратно. И, конечно же, посмотрела на остатки древнегреческой цивилизации в виде живописных развалин. Свято-Владимирский собор — усыпальница русских адмиралов М.П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина и П. С. Нахимова является своеобразным православным мемориальным комплексом. Храм имеет два яруса: нижнюю церковь святителя Николая Чудотворца (освящена в 1881 г.) и верхнюю церковь св. князя Владимира (освящена в 1888 г.).

Свято-Георгиевский мужской монастырь

С именем апостола Андрея связывают и Свято-Георгиевский Балаклавский монастырь на мысе Фиолент. По преданию именно на мысе Фиолент ступил на крымскую землю апостол Андрей Первозванный, прибывший сюда для проповеди Евангелия. В этих местах до сих пор множество пещер, где от преследований скрывались христиане. Именно здесь, по преданию, апостол совершил одно из своих чудес. Апостол Андрей остановился в пещере мыса Фиолент, чтобы как следует подготовиться к встрече с жителями Херсонеса, который находится неподалеку. Прежде чем отправиться к ним со словом о Христе, апостол Андрей своей молитвой разрушил древний языческий храм Девы, посвященный богине Диане, которой местные жители приносили кровавые жертвы. А в том гроте, где жил ученик Христа, создан пещерный храм Рождества Христова. Над ним сейчас, высоко на горе, установлен памятник Андрею Первозванному: косой андреевский крест, ставший символом российского морского флота, и распятый апостол на нем…

Сейчас рядом с пещерой апостола находится Свято-Георгиевский мужской монастырь. Мыс Фиолент называли также мысом Святого Георгия, так как, по преданию, святой явился терпящим бедствие греческим морякам на скале Святого Явления возле мыса, и выжившие моряки в 891 году основали на скалах восточнее мыса Свято-Георгиевский монастырь. 

Льняное чудо

Побывала наша путешественница во многих исторических местах Крыма — из Свято-Георгиевского монастыря, где в свое время бывал А.С. Пушкин, на теплоходе доехала по морю в русское Монте-Карло — Балаклаву, побывала в Артеке, посетила храм-маяк Николая Чудотворца в поселке Малореченское (Алушта), украшенный в морском стиле. Пожалуй, одним из самых ярких впечатлений стала выставка уникальных льняных икон Владимира Денщикова в технике макраме, которая экспонируется в храме-маяке.

— У Владимира Денщикова очень непростая судьба. Господь провел его через два испытания — два инсульта, и чтобы хоть как-то вернуться к жизни, Владимир начал осваивать метод узелкового плетения из льняной нити. На плетение икон в этой технике его благословил еще митрополит Киевский Владимир.

«Иконописец» профессор Владимир Денщиков, почетный академик Крымской академии наук, — изобретатель нового вида иконотворчества. Несколько сотен икон в уникальной технике узелкового плетения из льняных нитей без применения каких бы то ни было технических средств вышло из его рук. Детали узоров на окладах, одеяния святых — все создается из льняной нити. Каждый узелок вяжется вручную. На один образ (в зависимости от его размера) уходит от нескольких месяцев до нескольких лет работы. Художник Владимир Денщиков — единственный в мире человек, создающий иконы из льняной нити. В авторской технике «узелковое плетение – макраме-коллаж», Владимир Денщиков работает более 30 лет.

Перед началом новой работы автор постится, молится, причащается и берет благословение духовника — протоиерея Сергия Слободянюка, благочинного Алуштинского округа, настоятеля храма-маяка святителя Николая Чудотворца.

В трудоемкой и кропотливой работе Владимиру Денщикову помогает его супруга Наталья.

***

— Во многие места Крыма я, конечно, не доехала, а истории тех мест, где побывала, запомнила не все, но теперь будет повод подробнее почитать об этом, ведь когда где-то побывал, потом найти информацию в Интернете об этих местах интереснее, чем читать о том, чего воочию не видел, — завершает свой рассказ паломница. — Крым — это огромная территория, полная исторических событий и изучать его можно бесконечно. Сохранилось ощущение, что прошлась по страницам истории зарождения христианства на нашей земле.

Контраст между севером и югом России сильный. Крым везде разный — христианские святыни и восточный базар. В Бахчисарае почувствовала, что как будто побывала на востоке. Но самым, пожалуй, ярким впечатлением стало понимание того, что ученики апостолов были у нас в России, в Крыму — это просто не укладывается в голове, что такие далекие святые так близки к нам.

Беседовала Юлия КОКОРИНА

(К)

Теги: КрымЛука КрымскийИнкерманХерсонес

Все новости раздела