Новости Церкви и общества

Мужчины — вперед?

Мужчины  — вперед?
Дата:
16.05.2017
Все публикации автора
Автор:
Газета «Пеликан»

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Мы привыкли к тому, что женщины в храме всегда пропускают мужчин вперед. Часто можно видеть и слышать, как незнакомых с церковным обиходом женщин и девушек, старожилы храма оттесняют в сторону в очереди на причастие — «Мужчин вперед пропустите». Откуда взялась эта традиция и есть ли канонические правила? 

Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря отвечает на этот вопрос так: «Никаких уставных указаний на очередность причастия мирян нет. К святой Чаше должен первым подходить тот, кто ближе к ней стоит. Разумно пропустить вперед инвалидов и болящих, потому что им трудно стоять».

Известный миссионер протоиерей Дмитрий Смирнов тоже не упоминает каких-либо правил, а комментирует традицию как чисто практическую: «Дети первые. Для удобства. Гвалта меньше будет». Да и в нашем храме, прислушайтесь, священники не говорят о разделении: «Сначала младенцы, потом все исповедующие».

Как оказалось, никаких канонических правил о том, что миряне должны выстраиваться в очередь на причастие согласно полу, просто нет. Зато есть апостольское правило «… пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами — диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума». Никакого разделения среди мирян, «весь народ по порядку». Логично пропустить вперед младенцев. 

Но если тому, чтобы пропускать мужчин вперед, апостолы не учили, то откуда же взялась эта традиция? Протоиерей Александр Авдюгин, редактор епархиальной газеты «Православие Луганщины», пишет о том, что так поступать советовал святитель Игнатий Брянчанинов. Но это был лишь совет, который не стал правилом, не вошел в Устав Церкви. 

«Мы прекрасно знаем, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, то есть для Бога мы все одинаково дороги, так зачем же и здесь устраиваем гендерное деление?», — пишет протоиерей Александр Авдюгин.

В самой традиции, когда женщина смиренно стоит позади, а мужчина первым — как глава семьи — подходит к Чаше, нет ничего дурного. Дурное в том, как эта традиция воплощается на деле. Странно наблюдать за тем, как еле стоящая на ногах бабушка должна сторониться и ждать, пока не пройдут все молодые крепкие парни. Ещё хуже, когда из очереди начинают «выдергивать» людей, делать им замечания. 

Наверное, эта традиция укоренилась из желания женщин смирить себя. Но разве смирение руководит людьми, которые в очереди на причастие начинают раздавать указания — «Вы проходите, а вы пропустите»? Если вам кажется эта традиция приемлемой, то соблюдайте её, но не заставляйте это делать других людей. Такого правила просто не существует. Не нужно толкать мужчин в спину и заставлять их проходить вперед, не надо оттеснять женщин, не знающих этой традиции. Лучше, подходя ко причастию, молиться и быть сосредоточенным, тогда вы и не заметите, кто стоит перед вами, а кто после вас.

Группа Орловского храма ВКонтакте

(Ш)

Теги: ПричастиеПричащениетрадициямужчинаженщинадети

Все новости раздела